Сёння: 6 Жнівень, Чацвер

Кантактны тэлефон (факс): 21-25-29

Герб 1 Герб 2 Герб 3 Галоўнае ўпраўленне юстыцыі
Брэсцкага абласнога выканаўчага камітэта
Как поступить и какие последствия грозят матери, если она препятствует встречам ребенка с отцом (бабкой, дедом)?

Обращение гражданина: мы с супругой развелись, после развода заключили мировое соглашение о порядке участия в воспитании ребенка, однако супруга препятствует нашему общению с ребенком. Как поступить и какие последствия грозят матери, если она не дает видеться с ребенком?

Зачастую один из бывших супругов обращается в суд для урегулирования в судебном порядке после развода дальнейшего порядка участия в воспитании несовершеннолетнего ребенка, который проживает отдельно.

Суд определяет по каким дням, в каком месте и в какое время отец, а если обратились с исковым заявлением -бабушка с дедушкой, могут видеться с ребенком, как происходят встречи с ребенком в каникулярный период, каким образом стороны должны извещать другдруга о невозможности встречи с ребенком, каким образом информировать друг друга о своих предстоящих отпусках, дежурствах, о состоянии здоровья ребенка и многое другое.

В случае, если судом было вынесено решение и суд определил порядок участия отдельно проживающего родителя или порядок общения с внуками, а стороны не исполняют его, тогда взыскатель вправе обратиться в суд для выдачи исполнительного листа и предъявления его к исполнению в отдел принудительного исполнения.

В соответствии со ст. 115 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве», исполнение исполнительного документа о порядке участия в воспитании детей производится судебным исполнителем по месту жительства (месту пребывания) должника, в данном случае должником выступает тот, с кем проживает ребенок и кто обязан предоставлять ребенка для воспитания, а в случае, если исполнить исполнительный документ по месту жительства должника не представляется возможным по месту нахождения ребенка.

В каждом решении суд обязывает должника (а зачастую, это мама ребенка) не чинить препятствий для установленного судом порядка участия отца в воспитании ребенка.

Участие судебного исполнителя при предоставлении мамой ребенка отцу для общения обеспечивается в случае неисполнения требований исполнительного документа оВ воспитании ребенка и наличия заявления взыскателя о нарушении должником установленного судебным постановлением порядка общения.

Исполнение производится судебным исполнителем с обязательным участием представителей органов опеки и попечительства, а при необходимости – с участием органов внутренних дел.

Судебный исполнитель вручает (направляет) должнику предписаниеВ о необходимости исполнить указанные в исполнительном документе требования в установленное судебным исполнителем время. В предписании судебный исполнитель также указывает о необходимости участия представителей органов опеки и попечительства, органов внутренних дел.

В случае неисполнения должником предписания судебный исполнитель составляет протокол об административном правонарушении поВ части 3 статьи 24.10 КоАП.

Привлечение к ответственности не освобождает должника от обязанности исполнить требования исполнительного документа.

В соответствии со статьей 24.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, административная ответственность наступает за неисполнение должником в установленный законодательными актами или судом либо судебным исполнителем срок судебного постановления или иного акта, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.

Таким образом, в случае, если, супруга чинит препятствия в общении ребенка с отцом или с бабушкой и дедушкой, не дает видеться ребенку в установленный решением суда день и время, судебный исполнитель рассматривает вопрос о привлечении мамы к административной ответственности.

Начальник отдела принудительного исполнения

Барановичского района г.Барановичи

Турищева Ю.А.

Как можно оплатить задолженность по исполнительному производству?

Задолженность в рамках исполнительного производства может быть погашена следующими способами:

  • путем перечисления денежных средств на депозитный счет органа принудительного исполнения, на исполнении в котором находится исполнительное производство, посредством систем дистанционного банковского обслуживания – интернет-банкинга (совершив произвольный платеж по реквизитам), а также через отделения банков либо почтовой связи. За уточнением информации о реквизитах конкретного отдела принудительного исполнения необходимо обращаться к судебному исполнителю, ведущему исполнительное производство.

  • посредством использования терминального оборудования на приеме у соответствующего судебного исполнителя или во время совершения им исполнительных действий.

  • посредством автоматизированной информационной системы Единого расчетного и информационного пространства (ЕРИП).В 

Для оплаты задолженности в рамках исполнительного производства в ЕРИП (АИС «Расчет») необходимо:

1. последовательно выбрать:

  • Система «Расчет»;

  • Суды, юстиция, юридические услуги;

  • Исполнительное производство;

  • Погашение задолженности.

2. выбрать лицо, в отношении которого возбуждено исполнительное производство (физическое либо юридическое лицо, индивидуальный предприниматель).

При оплате за физическое лицоВ необходимо ввести личный номер должника - физического лица, при оплате за юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) – ввести учетный номер плательщика.

Факт оплаты подтверждается наличием в ЕРИП информации об оплате.

В связи с открытием единого счета для оплаты задолженности в АИС «Расчет», денежные средства, поступившие на единый счет, будут в автоматическом режиме перечисляться на депозитный счет органа принудительного исполнения, в котором возбуждено первоочередное исполнительное производство.

Задержка перечисления может составлять от одного до трех банковских дней.

Обращаем внимание на обязанность сторон исполнительного производства предоставлять судебному исполнителю информацию об исполнении исполнительного документа полностью или частично не позднее дня, следующего за днем его исполнения.

Анастасия Малошик

заместитель начальника отдела

организации и контроля принудительного

исполнения управления принудительного

исполнения главного управления юстиции

Брестского облисполкома


Расскажите, в каких случаях отменяются ограничения (обременения) в отношении имущества должника?

В соответствии со ст. 83 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. №493-З «Об исполнительном производстве» (далее - Закон), арест с имущества должника снимается, иные ограничения (обременения), установленные судебным исполнителем в отношении должника и (или) его имущества в исполнительном производстве, отменяются судебным исполнителем в случае:

  • окончания исполнительного производства (направление исполнительного документа по месту получения дохода должником; исполнения требования исполнительного документа; возвращение исполнительного документа взыскателю, прекращения исполнительного производства), за исключением случая, если до окончания исполнительного производства в отношении того же должника возбуждено другое исполнительное производство;

  • отказа взыскателя оставить за собой арестованное имущество должника, не реализованное с торгов (электронных торгов);

  • установления в процессе исполнения исполнительного документа обстоятельств, свидетельствующих о том, что арестованное имущество не принадлежит должнику, за исключением имущества, арестованного во исполнение определения суда об обеспечении иска;

  • наложения ареста на иное имущество должника, предложенное им в качестве замены ранее арестованного имущества;

  • отнесения арестованного имущества должника к имуществу, изъятому из оборота;

  • непогашения уполномоченным на то государственным органом облигаций государственных займов;

  • ограниченности срока годности арестованного имущества должника (подвергающегося быстрой порче, требующего специальных условий хранения), реализовать которое в течение этого срока не представляется возможным;

  • уменьшения суммы задолженности при соблюдении положений статьи 70В Закона;

  • в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.


Заместитель начальника

ОПИ Московского района г.Бреста

Лавренюк Т.В.

Может ли судебный исполнитель продлить срок для добровольного исполнения исполнительного документа?

Да, может. В соответствии со статьей 46 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» от 24.10.2016 №439-З по ходатайству должника судебный исполнитель вправе продлить предоставленный должнику срок для добровольного исполнения исполнительного документа, если признает причины его пропуска уважительными.

Пункт 40 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 №67, определяет, что пропущенный срок для добровольного исполнения, установленный судебным исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства, может быть продлен судебным исполнителем не более чем на семь дней, о чем судебный исполнитель выносит соответствующее постановление. Основанием для продления пропущенного срока для добровольного исполнения является ходатайство должника, а также документы, свидетельствующие о невозможности исполнения исполнительного документа в срок для добровольного исполнения, установленный судебным исполнителем (например, документ лечебного учреждения о нахождении должника на лечении в организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях).

Отдел принудительного исполнения

Каменецкого района

В каких случаях сторона исполнительного производства считается надлежаще извещенной?

Согласно ст. 40 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» сторона и иной участник исполнительного производства считаются извещенными надлежащим образом, если до начала совершения исполнительного действия судебный исполнитель располагает сведениями о получении адресатом направленной ему корреспонденции.

Также надлежащим извещением считается, если:

  • адресат отказался от получения корреспонденции и такой отказ документально зафиксирован;

  • адресат не явился за получением корреспонденции, адресат не проживает (не находится) по последнему известному месту жительства (месту пребывания) гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, месту нахождения юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, о чем имеется сообщение (отметка) оператора почтовой связи.

Заведующий сектором

отдела принудительного исполнения

Кобринского района

Виктор Кивака

Я являюсь взыскателем по исполнительному производству, получил от судебного исполнителя акт ареста имущества должника. Хотелось бы узнать, в каких случаях я могу забрать это имущество в счет погашения долга?
Законом Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее - Закон) взыскателю предоставляется право оставить за собой арестованное имущество должника в следующих случаях:

  • до передачи арестованного имущества должника на реализацию или размещения объявления о предстоящих торгах (электронных торгах);

  • реализация которого является экономически нецелесообразной;

  • не реализованное в течение одного месяца со дня передачи арестованного имущества на реализацию субъекту торговли или специализированной организации;

  • не реализованное с торгов (электронных торгов), если торги (электронные торги) были объявлены несостоявшимися;

  • не реализованное в течение двух месяцев после его переоценки;
  • не реализованное на повторных торгах (электронных торгах), если повторные торги (электронные торги) объявлены несостоявшимися.

Следует обратить внимание, что при наличии нескольких взыскателей арестованное имущество должника предлагается принять в счет погашения задолженности всем взыскателям с учетом очередности удовлетворения требований взыскателей, установленной статьей 122 Закона, и с учетом даты возбуждения исполнительных производств.

Заведующий сектором

отдела принудительного исполнения

Кобринского района

Елена Харкович

Какие исполнительные документы подлежат исполнению органами принудительного исполнения Республики Беларусь?

В соответствии со ст.10 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее - Закон)исполнительными документами, подлежащими исполнению в порядке, установленном Законом, являются:

  • исполнительные листы и судебные приказы, выданные судами;

  • определения суда о судебном приказе;

  • определения суда об обеспечении иска или об обеспечении исполнения решения, не обращенного к немедленному исполнению;

  • постановления суда, органа, ведущего административный процесс, в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях;

  • постановления судебного исполнителя в случаях, установленных Законом;

  • исполнительные документы иностранных судов в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь;

  • исполнительные надписи нотариусов, дипломатических агентов дипломатических представительств Республики Беларусь и консульских должностных лиц консульских учреждений Республики Беларусь о взыскании денежных сумм (задолженности);

  • постановления прокуроров о выселении в административном порядке;

  • удостоверения комиссий по трудовым спорам;

  • иные акты, если в силу законодательных актов они являются исполнительными документами и подлежат исполнению в порядке, установленном Законом.

В случае утраты исполнительного документа исполнению подлежит дубликат этого исполнительного документа, выданный в установленном порядке судом, иным уполномоченным органом (лицом), выдавшими соответствующий исполнительный документ.

Судебный исполнитель отдела принудительного

исполнения Ивановского района

А.С.Куличков

С какого возраста можно произвести регистрацию перемены фамилии, собственного имени, отчества?

Заявление о регистрации перемены фамилии, собственного имени, отчества подается в письменной форме гражданином Республики Беларусь, достигшим шестнадцати лет, в отдел загса по месту регистрации по месту жительства.

Заместитель начальника отдела

архивных учреждений, нотариата и загсов

Воротникова Наталья Николаевна


Какие изменения обязательно вносить в уставы юридических лиц и какой срок установлен законодательством для обращения в регистрирующий орган за государственной регистрацией соответствующих изменений в устав?

В соответствии с пунктом 22 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Положение о регистрации), определено, что коммерческие и некоммерческие организации обязаны в двухмесячный срок внести в свои уставы изменения и (или) дополнения и представить их для государственной регистрации в случае изменения наименования, смены собственника имущества или изменения состава участников организации (за исключением акционерных обществ, товариществ собственников, потребительских кооперативов, садоводческих товариществ, ассоциаций (союзов), государственных объединений, торгово-промышленных палат). При этом, коммерческие организации, не сформировавшие уставный фонд в срок, предусмотренный в части второй пункта 7 Положения о регистрации (объявленный в уставе уставный фонд коммерческой организации должен быть сформирован в течение двенадцати месяцев с даты государственной регистрации этой организации, если иное не установлено законодательными актами либо если меньший срок формирования уставного фонда не определен уставом), обязаны в двухмесячный срок внести в свои уставы изменения в соответствии с частью пятой пункта 7 Положения о регистрации (коммерческие организации, сформировавшие в течение срока, определенного выше, уставный фонд в меньшем размере, чем это предусмотрено в их уставах, обязаны уменьшить первоначально объявленный размер уставного фонда до его фактически сформированного размера. Коммерческие организации, для которых законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов, обязаны уменьшить размер уставных фондов до фактически сформированного размера, который не может быть ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда).

Также необходимо отметить, что в случае изменения местонахождения коммерческой или некоммерческой организации такая организация в течение десяти рабочих дней со дня изменения местонахождения обязана направить в регистрирующий орган уведомление по форме, установленной Министерством юстиции Республики Беларусь.

В случае назначения (замены) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации), коммерческие и некоммерческие организации обязаны в течение десяти рабочих дней со дня такого назначения (замены), представить в регистрирующий орган по месту нахождения организации уведомление о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) по форме, установленной Министерством юстиции Республики Беларусь.

Формы указанных уведомлений размещены на официальном сайте главного управления юстиции Брестского облисполкома и веб-портале Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Обращаем внимание, что уведомление об изменении местонахождения коммерческой, некоммерческой организации и уведомление о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) могут быть представлены в регистрирующий орган в электронном виде посредством веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Вышеуказанные уведомления подлежат включению в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без осуществления государственной регистрации изменений или дополнений в уставы юридических лиц.

Начальник отдела регистрации

юридических лиц главного управления

юстиции Брестского облисполкома

Кравчук Ксения Александровна

Общественное объединение планирует учредить унитарное предприятие. Какие виды деятельности вправе осуществлять унитарное предприятие, созданное общественным объединением?

Законодательство не содержит определенного перечня видов деятельности, допускаемых к осуществлению унитарным предприятием, учрежденным общественным объединением.

Согласно статье 20 Закона Республики Беларусь от 04.10.1994 «Об общественных объединениях» (далее – Закон) общественное объединение может осуществлять в установленном порядке предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности общественного объединения. Такая деятельность может осуществляться общественным объединением только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них, если иное не установлено законодательными актами.

Отдельно Законом оговорено, что общественное объединение имеет право учреждать собственные средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность в порядке, установленном законодательством (абз. 5 ч. 1 ст. 20 Закона).

Таким образом, унитарное предприятие, учрежденное общественным объединением, вправе осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством. Однако такая деятельность не должна выходить за рамки уставных целей, ради которых общественное объединение создано, а также должна соответствовать этим целям и отвечать предмету деятельности общественного объединения.

Поэтому в каждом конкретном случае определение видов деятельности, которыми может заниматься унитарное предприятие, учрежденное общественным объединением, должно происходить исходя из уставных целей общественного объединения и его предмета деятельности, т.е. должны соотноситься нормы устава общественного объединения и устава унитарного предприятия.

Главный специалист отдела регистрации юридических лиц

главного управления юстиции Брестского облисполкомаВ 

В.В.Корчагина