Сегодня: 23 Июня, Среда

Контактный телефон (факс): 21-25-29

Герб 1 Герб 2 Герб 3 Главное управление юстиции
Брестского областного исполнительного комитета
Планируется ли введение процедуры медиации в исполнительное производство?

Да, с 15.07.2021 вступают в силу внесенные в Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) изменения касательно медиации. Так, статьей 51 Закона будет предусмотрена возможность приостановления исполнительного производства до прекращения медиации. Заключение медиативного соглашения:

- прекращает исполнительное производство (абзац 4 статьи 52 Закона);

- снижает на 50% размер принудительного сбора (часть 4 статьи 120 Закона).


Анастасия Малошик

заместитель начальника отдела

организации и контроля принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Брестского облисполкома

Обязаны ли отделы принудительного исполнения при исполнении исполнительных документов по денежным обязательствам принимать меры по трудоустройству должников?

Действующим законодательством такая обязанность по трудоустройству должников при исполнении исполнительных документов по денежным обязательствам не предусмотрена.

Исключение составляют обязанные лица, с которых взыскиваются расходы, затраченные государством на содержание их детей, находящихся на государственном обеспечении. Трудоустройство этих лиц производится на основании определения суда, выносимого в целях обеспечения совершения исполнительных действий, и осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 14 Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях".



Начальник отдела

принудительного исполнения
Столинского района
Супрунчик К.П.

В каком размере судебный исполнитель будет взыскивать принудительный сбор с 15 июля 2021 года?

Принудительный сбор — это денежные средства, дополнительно взыскиваемые (удерживаемые) с должника на стадии принудительного исполнения исполнительного документа.

Законом Республики Беларусь №90-З от 6 января 2021 года «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства» внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь №439-З от 24 октября 2016 года «Об исполнительном производстве». Новшества начнут действовать с 15 июля 2021 года.

С 15 июля 2021 года по имущественным требованиям размер принудительного сбора составит 10% от суммы исполненного в пользу взыскателя требования или стоимости переданного взыскателю имущества, но не менее 50% от размера базовой величины, действующей на момент вынесения постановления о взыскании (удержании) принудительного сбора.

Таким образом, устанавливается минимальны размер принудительного сбора по имущественным требованиям — 0,5 базовой величины.

Размер принудительного сбора по требованиям неимущественного характера останется прежним: по каждому исполнительному документу с должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, — 5 базовых величин, а с должника - юридического лица — 10 базовых величин.

Стоит отметить, что с 15 июля 2021 года в случае заключения мирового или медиативного соглашения размер, подлежащего уплате принудительного сбора уменьшится на 50%.


Начальник отдела

принудительного исполнения

Каменецкого района

Повх Е.В.

Можно ли обжаловать постановление руководителя органа принудительного исполнения, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя?
-Да, можно.
В соответствии с п. 27 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 апреля 2017 г. № 67, в случае несогласия с постановлением руководителя органа принудительного исполнения, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, указанные постановления, действия (бездействие) могут быть обжалованы в суд в суд по месту нахождения соответствующего органа принудительного исполнения в течение десяти дней со дня получения постановлений руководителя органа принудительного исполнения.
Жалобы (протесты) могут быть поданы в порядке, установленном статьями 360-3 - 360-6 ГПК Республики Беларусь и 266-3 ХПК Республики Беларусь.

Начальник
отдела принудительного исполнения
Барановичского района и г.Барановичи
Турищева Ю.А.

Возможно ли взыскание алиментов из пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет? Является ли нахождение должника по алиментным обязательствам в социальном отпуске по уходу за ребенком до трех лет основанием для приостановления исполнительного производства в отношении данного должника?
В статье 107 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее — Закон) определен исчерпывающий перечень доходов, приравненных к заработной плате, на которые может быть обращено взыскание.
В данный перечень включены следующие доходы:
— доходы за работу в производственном кооперативе, крестьянском (фермерском) хозяйстве и иных организациях;
— авторское вознаграждение;
— стипендии обучающихся;
— пенсии;
— суммы в возмещение ущерба, причиненного гражданину увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
— пособие по безработице, а также пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет;
— доходы от предпринимательской деятельности, осуществляемой без образования юридического лица;
— доходы от ремесленной деятельности;
— доходы от осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
— оплату труда, вознаграждение адвокатов;
— доходы нотариусов от осуществления нотариальной деятельности;
— пособия по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста;
— иные доходы, установленные актами законодательства.
Статья 104 Закона допускает обращение взыскания на пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, выплачиваемое по социальному страхованию. При этом в соответствии с данной нормой Закона из пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком в возрасте до трех лет, выплачиваемых по социальному страхованию, взыскание может производиться только по решению суда, определению о судебном приказе о взыскании алиментов, по решению суда о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и по решению суда о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина. Аналогичная норма об удержании алиментов из пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, выплачиваемого по социальному страхованию, установлена и «Перечнем видов заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей», утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.08.2002 N 1092 (далее — Перечень) (подп. 1.5 п. 1 Перечня). В связи с изложенным, алименты из пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет подлежат взысканию. Перечень оснований для приостановления исполнительного производства определен статьями 49-50 Закона, перечень этих оснований является исчерпывающим. Иные основания для приостановления исполнительного производства могут быть установлены только законодательными актами. Таким образом, нахождение должника в социальном отпуске по уходу за ребенком до трех лет, в перечень оснований предусмотренный вышеназванными нормами Закона, не входит, следовательно, исполнительное производство в отношении этого должника приостановлению не подлежит.

Начальник отдела
принудительного исполнения
Ганцевичского района
Тарасевич А.А.

Какой процент может удерживаться из пенсии при наличии задолженности?

Согласно статье 108 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве", Размер удержаний из пенсии по исполнительным документам исчисляется из суммы, причитающейся пенсионеру к выплате, за вычетом надбавки на уход, установленной законодательством.

Из пенсии может быть удержано не более пятидесяти процентов на уплату алиментов, на возмещение расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, а также на возмещение ущерба, причиненного преступлением, на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, при взыскании задолженности по плате за пользование жилым помещением и жилищно-коммунальные услуги.

По всем остальным видам задолженности может быть удержано не более двадцати процентов пенсии.

При обращении взыскания на пенсию по нескольким исполнительным документам с учетом очередности, установленной статьей 122 настоящего Закона, за пенсионером в любом случае должно быть сохранено не менее пятидесяти процентов причитающейся к выплате пенсии.


Начальник отдела

принудительного исполнения

Малоритского района

Олесиюк М.С.

Требования, предъявляемые к доверенности, выданной представителю стороны исполнительного производства?

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 года № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) в доверенности, выданной представителю стороны исполнительного производства, должны быть специально оговорены его полномочия на совершение следующих действий:

предъявление и отзыв исполнительного документа;

передача полномочий другому лицу (передоверие);

подача ходатайств о приостановлении исполнительного производства полностью или частично, об отложении исполнительного действия, о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа, их замене или отмене, о самостоятельной реализации должником арестованного имущества, о переносе торгов (электронных торгов), их отмене, о снятии арестованного имущества должника (его части) с торгов (электронных торгов);

заключение мирового соглашения;

обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя;

получение взысканных с должника денежных средств и (или) иного имущества;

полный или частичный отказ от исполнения исполнительного документа.

Отсутствие в доверенности, выданной представителю стороны исполнительного производства, специально оговоренных его полномочий на совершение указанных выше действий, влечет отказ (возврат) исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства на основании статей 44, 45 Закона.


Судебный исполнитель

отдела принудительного

исполнения Ивановского района

А.С.Куличков

Какой процент может удерживаться из пенсии при наличии задолженности?

Согласно статье 108 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве", Размер удержаний из пенсии по исполнительным документам исчисляется из суммы, причитающейся пенсионеру к выплате, за вычетом надбавки на уход, установленной законодательством.

Из пенсии может быть удержано не более пятидесяти процентов на уплату алиментов, на возмещение расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, а также на возмещение ущерба, причиненного преступлением, на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, при взыскании задолженности по плате за пользование жилым помещением и жилищно-коммунальные услуги.

По всем остальным видам задолженности может быть удержано не более двадцати процентов пенсии.

При обращении взыскания на пенсию по нескольким исполнительным документам с учетом очередности, установленной статьей 122 настоящего Закона, за пенсионером в любом случае должно быть сохранено не менее пятидесяти процентов причитающейся к выплате пенсии.
Как дать деньги в долг и получить их обратно.

Одалживание денег – тема деликатная, особенно если идет речь о крупной сумме. При наступлении срока возврата долга люди иногда сталкиваются с различными ситуациями.

Давая деньги в долг, гражданин заключает договор займа. По этому договору одна сторона (займодавец) передает другой (заемщику) определенную сумму денег. Заемщик обязуется вернуть такую же сумму. Договор займа может быть заключен в устной, простой письменной и нотариальной письменной форме.

Если сумма, передаваемая в долг не больше 10 базовых величин (290 бел. руб.), то достаточно устного соглашения с заёмщиком.

Однако, чтобы при необходимости подтвердить факт и сумму долга, желательно передавать деньги либо в присутствии свидетелей либо с составлением расписки. Можно обезопасить себя и свидетелями, и распиской одновременно.

Расписка составляется в свободной форме и желательно собственноручно с указанием фамилии, имени, отчества, паспортных данных и места жительства займодавца и заемщика, свидетелей (при их наличии) и факт получения суммы займа (цифрами и прописью) с указанием валюты займа, срока возврата займа, проценты за пользование (если есть), дата составления и подписи.

Если сумма, которую дают в долг больше 10 базовых величин (290 бел. руб.), договор займа должен быть заключен в письменной форме (пункт 1 статьи 761 Гражданского кодекса). Если сумма долга больше, но не был заключен письменный договор, право требовать возврата займа сохраняется. Подтвердить возможно распиской или другим документом (письмом), но ссылаться на показания свидетелей нельзя (пункт 2 статьи 761, пункт 1 статьи 163 Гражданского кодекса).

Удостоверять договор залога у нотариуса не обязательно, но можно. Услуги нотариуса по подготовке договора займа и удостоверения платные. При необходимости взыскать долг по удостоверенному нотариусом договору займа проще. Для этого нужно обратиться к нотариусу с таким договором, и он совершит исполнительную надпись, по которой судебный исполнитель взыщет долг.

Копацкевич Ксения Вячеславовна, ведущий референт

управления юридического сопровождения и

юридической экспертизы

главного управления юстиции

Брестского облисполкома


расписка.PNG

Пришло время оформлять пенсию. В трудовой книжке много записей в связи с частой сменой места работы. Как найти документы, подтверждающие стаж, размер заработной платы? В какой архив обратиться? Сколько времени хранят такие документы?

Главное управление юстиции выполняет функции областного органа архивного дела и делопроизводства. И к нам часто обращаются граждане за консультацией по такой проблеме. Как правило, разыскиваются документы по личному составу, датированные до 2003 года, т.е. до введения по всей стране персонифицированного учета.

Наша задача сегодня в рамках рубрики «Вопрос-ответ» с целью правового просвещения населения – рассказать об алгоритме поиска документов бывших работодателей.

Документы по личному составу, подтверждающие стаж и размер заработной платы, должны храниться 75 лет в организации, их составившей.

Если организация реорганизована, то ее права и обязанности вместе с документами, включая документы по личному составу, переходят организации-правопреемнику. Первый шаг – поиск с помощью веб-портала ЕГР (Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) (http://egr.gov.by/, раздел «Получение информации из ЕГР») информации о правовом статусе и юридическом адресе организации, где ранее человек работал. Если организация действующая, то подтверждающие документы для назначения пенсии необходимо запрашивать у нее.

Если в ЕГР указан статус организации «ликвидирована», то в этом случае необходимо обращаться в соответствующий территориальный (городской или районный) архив. Например, если ликвидированная организация В была зарегистрирована на территории Лунинецкого района, то запрос необходимо направить вВ  Лунинецкий районный архив. На сайте главного управления юстиции (https://brestjust.gov.by/), выбрав раздел «Архивное дело и делопроизводство» и подраздел «Территориальные архивы», можно найти актуальную информацию о контактных сведениях всех 18 территориальных архивов области. Аналогичная информация есть на сайтах главных управлений юстиции всех областей в отношении аналогичных архивов.

Истребование документов о стаже и размере заработной платы гражданами из территориальных архивов осуществляется в рамках административной процедуры 18.25.2 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200. За ее осуществлением можно обратиться как в соответствующий территориальный архив, так и в службу «Одно окно» горрайисполкомов.

Если документы до момента исключения из ЕГР были сданы ликвидированным субъектом хозяйствования или индивидуальным предпринимателем в территориальный архив, то гражданин в итоге получит необходимые документы (в виде архивной справки, копии, выписки).

Следует учитывать, что территориальные архивы созданы в 2000-2002 гг., когда пошла волна ликвидации субъектов хозяйствования. И зачастую бывают случаи, когда документы в архив не передавались, о чем архив выдает информационное письмо.

В ходе исполнения таких запросов архивы накапливают справочную информацию о возможных местах хранения документов, т.к. организация в прошлом могла быть реорганизована, присоединена к другой организации, которая в свою очередь также к кому-то присоединилась, передав документы очередному правопреемнику или в архив вышестоящей организации, или в архив учредителя (собственника). В таком случае в информационном письме будет дана рекомендация, где их искать.

Если же территориальный архив выдал отрицательный ответ, указав, что место хранения документов неизвестно, гражданин должен получить из регистрирующего органа по территориальности (из структурного подразделения горрайисполкома, как правило, отделов, управлений экономики) документ о правовом статусе организации, которая ликвидирована.

Следующий шаг – имея отрицательный ответ архива и ответ регистрирующего органа, необходимо обращаться в территориальные органы по труду, занятости и социальной защиты населения по месту оформления пенсии за консультацией, в отношении каких периодов работы есть потребность обращаться в суд для установления фактов, имеющих юридическое значение для назначения пенсии (об установлении размера средней заработной платы по аналогичной профессии, должности на определенной территории).


Подготовила начальник отдела архивных учреждений,В нотариата и загсов главного управления юстиции Брестского облисполкома Н.М.Кралько

03.05.2021