Сёння: 18 апреля, Чацвер

Кантактны тэлефон (факс): 26-98-33


Рэжым працы
Панядзелак – пятніца: 8:30 - 17:30
Перапынак на абед: 13:00 - 14:00
Выхадныя дні: субота, нядзеля
Прыём грамадзян у адпаведнасці з графікам.
Тэлефон гарачай лініі: (8 0162) 26-98-33
Паштовы адрас: 224005, г. Брест, вул. Ленiна, 11
E-mail: justice@brestjust.gov.by





Герб 1 Герб 2 Герб 3 Галоўнае ўпраўленне юстыцыі
Брэсцкага абласнога выканаўчага камітэта
Расскажите о порядке распоряжения имуществом, приобретенным супругами в браке.

Для нотариального удостоверения договоров отчуждения имущества необходимо соблюдение ряда предусмотренных законодательством условий. Одним из таких условий является наличие согласия второго супруга при отчуждении имущества, находящегося в общей совместной собственности супругов. То есть, если гражданин желает подарить, продать, обменять приобретенные в браке с супругой квартиру, жилой дом, автомобиль, земельный участок и другое имущество, то удостоверение такого договора возможно только с согласия супруги.

В соответствии со статьей 23 Кодекса Республики Беларусь, имущество, нажитое супругами в период брака, независимо от того, на кого из супругов оно приобретено либо на кого или кем из супругов внесены денежные средства, является их общей совместной собственностью. Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения этим имуществом, если иное не предусмотрено Брачным договором.

На практике, как правило, в день нотариального удостоверения договора отчуждения имущества супруги вместе приходят в нотариальную контору. От имени супруги нотариус удостоверяет согласие на отчуждение супругом того или иного имущества, а супруг, за которым числится отчуждаемое имущество, подписывает договор. Бывают случаи, когда супруг не имеет возможности присутствовать при совершении такой сделки. Поэтому нотариальное согласие супруга можно оформить заранее, и оно будет приобщено к документам по отчуждению имущества.

Что делать, если брак расторгнут? Должен ли супруг выражать свое согласие на отчуждение или залог имущества, приобретенного в браке с другим супругом?

При расторжении брака между супругами право общей совместной собственности на имущество, нажитое в период брака, не прекращается. И при этом не важно, сколько лет прошло после расторжения брака. Если бывшие супруги не произвели между собой в установленном порядке раздел имущества, нажитого в период брака, то также при нотариальном удостоверении такого имущества требуется согласие бывшего супруга.

В практике нотариусов имели место случаи обращения граждан за удостоверением договора отчуждения нажитого в период брака имущества, когда второй супруг умер. Во-первых, следует отметить, что нельзя продавать, дарить или иным образом отчуждать нажитое в период брака имущество, если со дня смерти супруга (бывшего супруга) не прошло 6 месяцев. Такой срок установлен законодательством для принятия наследниками наследства. Во-вторых, несколько изменился порядок отчуждения нажитого в период брака имущества, если со дня смерти супруга (бывшего супруга) прошел 6-месячный срок принятия наследства. Так, согласно Инструкции о порядке совершения нотариальных действий, вступившей в силу с 01 января 2007 года, из государственной нотариальной конторы по последнему постоянному месту жительства умершего истребуются сведения об открытии наследственного дела на имя умершего супруга и о принявших наследство наследниках. Если наследственное дело не открывалось, истребуются сведения о последнем постоянном месте жительства наследодателя или по месту нахождения отчуждаемого жилого дома (квартиры) о проживавших совместно с наследодателем на день его смерти либо в течение 6 месяцев с момента смерти лицах. Наследники умершего гражданина, проживавшие совместно с ним на день смерти, фактически принявшие наследство, либо принявшие наследство подачей заявления, имеют право определить долю умершего супруга в имуществе, находящемся в общей совместной собственности супругов, и наследовать ее в установленном законодательством порядке. В случае, если наследники не намерены определять долю умершего супруга, нотариус вправе удостоверить договор отчуждения имущества только с письменного согласия таких наследников. Наследники могут оформить согласие при нотариальном удостоверении договора отчуждения имущества либо нотариально удостоверить свое согласие заранее.

В Республике Беларусь растет интерес граждан к заключению Брачных договоров. Многие вопросы можно урегулировать именно таким договором. Так, если Брачным договором будет предусмотрено, что сторона по договору, на чье имя приобретено или зарегистрировано конкретное либо все имущество, независимо от того, за счет каких средств оно приобреталось, распоряжается этим имуществом самостоятельно, и тогда согласие второго супруга на такое распоряжение не требуется.

Таким образом, на сегодняшний день четко урегулированы все вопросы по защите имущественных прав и законных интересов как обоих супругов, так и приобретателей имущества.

Порядок регистрации смерти

РЕГИСТРАЦИЯ СМЕРТИ

В любой цивилизованной стране, в том числе и в Республике Беларусь, есть государственный орган, деятельность которого связана с каждым из нас, начиная от рождения и заканчивая последними минутами жизни.

Этот государственный орган именуется органом записи актов гражданского состояния.

Акты гражданского состояния – это наиболее важные в жизни человека факты, имеющие для него существенные правовые последствия, влияющие на возникновение личных и имущественных отношений между членами семьи.

Одним из таких актов является регистрация смерти.

На основании Кодекса Республики Беларусь о браке и семье регистрация смерти производится органом, регистрирующим акты гражданского состояния, по месту, где проживал умерший, или по месту наступления смерти, или по месту захоронения умершего на основании медицинского свидетельства о смерти по заявлению о регистрации смерти.

На основании решения суда об установлении факта смерти или объявлении гражданина умершим регистрация производится в органе, регистрирующем акты гражданского состояния, по месту нахождения суда, вынесшего решение.

Согласно пункту 60 Положения о регистрации актов гражданского состояния, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2005 №1454, и ст.220,221 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье заявление о регистрации смерти может быть сделано в устной или письменной форме родственниками умершего, его соседями, работниками организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда, администрацией учреждения, в котором последовала смерть, а так же другими лицами не позднее семи дней с момента наступления смерти или обнаружения умершего.

В соответствии с пунктом 5.5 главы 5 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утверждённого Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 №200, для регистрации смерти необходимо предоставить паспорта или иные документы, удостоверяющие личность заявителя и умершего, врачебное свидетельство о смерти либо решение суда об установлении факта смерти или объявлении гражданина умершим, документ специализированной организации, осуществившей погребение умершего, - в случае регистрации смерти по месту захоронения умершего, военный билет умершего – в случае регистрации смерти военнослужащих.

Регистрация смерти осуществляется в день подачи заявления, а в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций  - в течении 1 месяца.

На основании записи акта о смерти заявителю выдаётся свидетельство о смерти и справка о смерти для получения пособия (материальной помощи) на погребение.

Ведущий специалист отдела загса

Ивановского райисполкома Т.П.Кулич

Экономим бюджетные средства? Новое в законодательстве об опубликовании правовых актов.

Винярская И.И., заведующая сектором по проведению обязательной юридической экспертизы главного управления юстиции Брестского облисполкома

Опубликование нормативного правового акта является завершающей стадией нормотворческого процесса.

Опубликование нормативных правовых актов является обязательным конституционным требованием. Так, согласно части пятой статьи 104 Конституции Республики Беларусь законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. В соответствии с частью четвертой статьи 7 Конституции Республики Беларусь нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом1.

Различается неофициальное и официальное опубликование.

Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Таким образом, с  опубликованием в официальном издании нормативного акта связано не только донесение его содержания до граждан, но и вступление в силу.

Официальное опубликование нормативного правового акта означает помещение его текста в установленном официальном издании, которое воспроизводит полный аутентичный текст акта. Цель этой стадии нормотворческого процесса – официальное доведение до исполнителей содержания принятого акта, широкое ознакомление с ним общественности, граждан и государственных органов.

При неофициальном опубликовании сообщение об издании правового акта или изложение его содержания осуществляется издательствами, ведомственными органами, научными учреждениями, организациями. Неофициальное опубликование имеет только информационное значение и не порождает правовых последствий.

Официальное опубликование имеет формально-юридическое значение и заключается в нормативно урегулированном объявлении от имени уполномоченного субъекта нормотворческого процесса для всеобщего сведения полного и точного текста принятого акта путем его помещения в предусмотренном законодательством официальном издании, на которое можно ссылаться в сводах и собраниях законодательства, актах применения права, печатных работах, судебных заседаниях и т.д.2.

Опубликование является составляющей более широкого понятия – обнародование. Значимость и самостоятельность официального опубликования обусловлены тем, что право на информацию о новых правовых актах – одно из общепризнанных международным сообществом прав человека. Именно официальное опубликование служит гарантией того, что публикуемый текст полностью соответствует подлиннику, т.е. тому тексту, который принят соответствующим органом и подписан компетентным должностным лицом. В отличие от иных способов обнародования, целью которых также является доведение до сведения правовых актов (информативная функция), официальное опубликование носит удостоверяющий характер (документальная функция).

Потребность общества в доступе к полной, актуальной, достоверной и своевременной информации чрезвычайно высока. В настоящее время принимаются тысячи нормативно-правовых актов, число которых постоянно растет. В этой связи проблема доведения до сведения граждан содержания принимаемых нормативно-правовых актов является особенно актуальной. Государство вправе требовать от граждан, а последние должны знать содержание нормативных актов, определяющих их правовое положение. Презумпция знания закона означает, что никто не может ссылаться на незнание действующего нормативного акта, если таковой в официальном порядке был доведен до сведения граждан. Чтобы эта презумпция имела реальные основания и не превратилась в пустую формальность, государство и создает все необходимые условия для ознакомления населения с действующим законодательством. Традиционные «бумажные» технологии в условиях повышающихся информационных нагрузок уже не справляются с возникающими проблемами. Практика показала, что распространение правовой информации в электронной форме силами как государственных, так и коммерческих структур вышло на ведущие позиции.

24 февраля 2012 г. Президентом Республики Беларусь принят Декрет № 3 «О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь»3 (далее – Декрет), который вступает в силу с 1 июля 2012 г., является временным и действует до вступления в силу Закона Республики Беларусь «О правовых актах Республики Беларусь».

С 1 июля 2012 г. в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 данного Декрета официальным опубликованием правовых актов, включаемых в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, является доведение этих правовых актов до всеобщего сведения путем размещения их текстов в полном соответствии с подписанными подлинниками на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь. Датой официального опубликования правового акта, включаемого в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, считается дата его размещения на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 609 «О Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь и о внесении изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. № 524»4 формирование, ведение и обеспечение функционирования Интернет-портала, являющегося основным государственным ресурсом глобальной компьютерной сети Интернет в области права и правовой информатизации, осуществляет Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 106 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь»5 внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 369 «О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь»6, согласно которым на Национальный центр правовой информации возложены полномочия по ведению Национального реестра правовых актов Республики Беларусь; официальному опубликованию правовых актов на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь; изданию официального периодического печатного издания – сборника правовых актов «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь». Также установлено, что Национальный центр правовой информации обеспечивает идентичность текстов правовых актов, опубликованных на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь и в сборнике правовых актов «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», подписанным подлинникам.

С 1 июля 2012 г. правовые акты также подлежат обнародованию:

законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь, международные договоры, постановления Совета Министров Республики Беларусь, правовые акты высших органов судебной власти и нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления – в официальном периодическом печатном издании сборнике правовых актов «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь».

решения, принятые республиканским референдумом, декреты, указы, распоряжения Президента Республики Беларусь, межгосударственные и межправительственные договоры, согласие на обязательность которых для Республики Беларусь было выражено в форме указа Президента Республики Беларусь или постановления Совета Министров Республики Беларусь, постановления (в том числе совместные) пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда – газете «Советская Белоруссия»;

законы Республики Беларусь, постановления Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, международные договоры, согласие на обязательность которых для Республики Беларусь было выражено в форме закона, заключения и решения Конституционного Суда (на белорусском языке – газете «Звязда»;

законы Республики Беларусь, постановления Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, международные договоры, согласие на обязательность которых для Республики Беларусь было выражено в форме закона, заключения и решения Конституционного Суда (на русском языке) – газете «Народная газета»;

постановления Совета Министров Республики Беларусь, распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь, нормативные правовые акты Национального банка, Комитета государственного контроля, Следственного комитета, Управления делами Президента Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, министерств и иных республиканских органов государственного управления, международные договоры Республики Беларусь межведомственного характера – газете «Рэспубліка»;

нормативные правовые акты областных и Минского городского Совета депутатов, областных и Минского городского исполнительного комитета, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня – периодических печатных изданиях, определяемых в соответствии с законодательством этими органами3.

Обнародование является неофициальным опубликованием.

Принятый Декрет впервые на законодательном уровне урегулировал вопрос официального опубликования нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов первичного территориального уровня, решений, принятых городским (городов районного подчинения), поселковым, сельским референдумом

Так, в соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 Декрета официальное опубликование нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов первичного территориального уровня, решений, принятых городским (городов районного подчинения), поселковым, сельским референдумом, осуществляется путем воспроизведения текстов этих актов в полном соответствии с подписанными подлинниками в официальных периодических печатных изданиях, определяемых в соответствии с законодательством этими Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, и (или) по их решению путем воспроизведения текстов нормативных правовых актов в полном соответствии с подписанными подлинниками (в виде копии оригинала) на официальных сайтах этих государственных органов в глобальной компьютерной сети Интернет либо на соответствующих страницах официальных сайтов вышестоящих государственных органов (далее – интернет-сайты). При этом идентичность текстов нормативных правовых актов подписанным подлинникам обеспечивается соответствующими местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, принявшими и разместившими тексты нормативных правовых актов на интернет-сайте3.

Опыт электронного опубликования уже имели другие государства, в частности, Бельгия и Эстония. Так, в Бельгии с 1997 года существует электронный официальный бельгийский журнал, который изначально печатался и распространялся по подписке. До 1 января 2003 г. документы публиковались одновременно на бумаге и в Интернете в формате pdf., но в начале октября 2002 г. бельгийское правительство приняло решение прекратить выпуск этого официального журнала на бумажном носителе и выпускать его с 1 января 2003 г. только в Интернете7.

Каковы же преимущества электронной публикации? Электронная публикация текущих актов законодательства означает, что любой пользователь в любом месте может познакомиться с этими актами и получить в любое время доступ к документу. Несомненно, публикация электронными средствами дает и бюджетные преимущества – не надо тратить деньги на бумагу, не надо распространять издание. Одним из очевидных «плюсов» является и возможность неограниченного копирования правовой информации без потери качества. Но самое главное преимущество, которое можно будет оценить в процессе реализации принятого в Республике Беларусь законодательного акта, регулирующего вопросы электронного опубликования правовых актов – высокая скорость передачи информации и оперативность опубликования.

Список литературы

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. № 2875-XII
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 1, 1/0).

2. Юридический энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 528 с.

3. Декрет Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 3 «О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 26, 1/13351).

4. Указ Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 609 «О Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь и о внесении изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. № 524» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 142, 1/4231).

5. Указ Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 106 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 26, 1/13354).

6. Указ Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 369 «О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 1, 1/1):

7. Верезен В. Публикация законов в электронном виде: Докл. на междунар. семинаре «Применение новых информационных технологий в законодательной процедуре», Великий Новгород, 22-23 сент. 2003.

ШТО ЛЕПШ – ЗАВЯШЧАННЕ АБО ДАРЭННЕ?
Завяшчанне – гэта распараджэнне грамадзяніна адносна маёмасці, якая яму належыць, на выпадак смерці. Пакуль грамадзянін жывы, ён з'яўляецца ўладальнікам маёмасці і можа распараджацца паводле свайго меркавання, нягледзячы на наяўнасць завяшчання.
Завяшчанне нельга скласці і засведчыць праз прадстаўніка, а толькі асабіста. Не дазваляецца таксама супольнае завяшчанне некалькіх асоб.
Пры засведчанні завяшчання натарыус не правярае прыналежнасць завешчанай маёмасці завяшчальніку. Дакументы аб прыналежнасці маёмасці неабходны толькі пры афармленні спадчынных правоў спадчыннікамі завяшчальніка, пасля яго смерці. Такім чынам, завяшчальніку неабходна прадаставіць натарыусу толькі пашпарт. Для прадастаўлення льгот па выплаце дзяржаўнай пошліны за засведчанне завяшчання, неабходна прадставіць дакумент, які іх пацвярджае (пасведчанне ўдзельніка Вялікай Айчыннай вайны, пенсійнае пасведчанне, пасведчанне інваліда, і г.д.).
Завяшчанне пішацца ўласнаручна завяшчальнікам і падпісваецца ў прысутнасці натарыуса. Калі грамадзянін у сілу слабога зроку, хваробы, або іншых прычын не можа пісаць, натарыус запісвае завяшчанне са слоў завяшчальніка ў прысутнасці сведкі. Сведкай можа быць дзеяздольны паўналетні грамадзянін, які не з'яўляецца сваяком завяшчальніку або яго спадчыннікам. Сведка абавязаны захоўваць тайну натарыяльнага дзеяння і не мае права выдаваць факт засведчання завяшчання і яго тэкст (арт. 1050 Грамадзянскага кодэкса Рэспублікі Беларусь). Сведка прадстаўляе натарыусу свой пашпарт.
Завяшчальнік можа завяшчаць маёмасць, як прыналежную яму на момант напісання завяшчання, так і маёмасць, якая будзе належыць яму на момант смерці; размеркаваць сваю маёмасць паміж усімі спадчыннікамі як у роўных, так і няроўных частках; завяшчаць маёмасць не сваякам. Завяшчальнік валодае і іншымі паўнамоцтвамі, якія можна ўдакладніць на прыёме ў натарыуса.
Незалежна ад таго, як завяшчальнік размеркаваў маёмасць у завяшчанні, права на абавязковую частку захоўваюць непаўналетнія або непрацаздольныя на момант адкрыцця спадчыны (на момант смерці спадчынадаўцы) дзеці спадчынадаўцы, а таксама непрацаздольныя муж, жонка і бацькі спадчынадаўцы (арт. 1064 Грамадзянскага кодэкса Рэспублікі Беларусь). Закон ахоўвае правы мужа або жонкі пры атрыманні ў спадчыну. Незалежна ад зместу завяшчання перажыўшы муж або жонка мае права ўласнасці на адну другую частку маёмасці, сумесна нажытай у шлюбе (арт.23 Кодэкса Рэспублікі Беларусь аб шлюбе і сям'і).
Завяшчальнік можа ў любы час адмяніць або змяніць сваё завяшчанне і нікога не даводзіць да ведама. Для адмены завяшчання завяшчальніку неабходна з пашпартам звярнуцца ў натарыяльную кантору, дзе гэта завяшчанне было засведчана. Змяненне і адмена завяшчання могуць здзяйсняцца толькі самім завяшчальнікам.
Натарыус таксама захоўвае тайну натарыяльнага дзеяння і не мае права пры жыцці завяшчальніка выдаваць факт засведчання завяшчання, тэкст завяшчання, або факт адмены завяшчання па просьбах спадчыннікаў або іншых асоб.
Засведчыць завяшчанне можна ў любой натарыяльнай канторы або ў прыватнага натарыуса, ў пассельвыканкаме, г.зн. незалежна ад таго, дзе пражывае завяшчальнік і (або) дзе знаходзіцца яго маёмасць. Пры дарэннідарыльшчык бязвыплатна перадае маёмасць ва ўласнасць асобе, якая абдорваецца. Пры гэтым ніякія абавязкі ў асобы, якая абдорваецца, перад дарыльшчыкам не ўзнікаюць. У адрозненне ад засведчання завяшчання, дагавор дарэння засведчваецца пры наяўнасці дакументаў, якія пацвярджаюць прыналежнасць дарыльшчыку адчужальнай маёмасці. Згодна з дзейным заканадаўствам для засведчання дагавора дарэння нерухомай маёмасці (кватэра, жылы дом, зямельны ўчастак, гараж) неабходны шэраг даведак і дакументаў. Усе гэтыя дакументы натарыус выпатрабуе па прынцыпу «адно акно». Для гэтага дарыльшчыку або асобе, якая абдорваецца, трэба звярнуцца ў натарыяльную кантору з пашпартам. Калі ад іх імя дзейнічае прадстаўнік, то неабходна прадставіць аформленую ва ўстаноўленым парадку даверанасць.
Дарыльшчык і члены яго сям'і , зарэгістраваныя ў жылым памяшканні, якое дорыцца, могуць захаваць за сабой права карыстання гэтым жылым
памяшканнем, аб чым натарыус удакладняе ў дагаворы дарэння.
У адпаведнасці з арт.549 Грамадзянскага кодэкса Рэспублікі Беларусь дарыльшчык можа прадугледзець захаванне за сабой права адмены дагавора дарэння ў выпадку , калі ён перажыве асобу, якая абдорваецца.
Згодна з дзеючым заканадаўствам дагавор дарэння нерухомай маёмасці (кватэра, жылы дом, зямельны ўчастак, гараж) засведчваецца ў натарыуса па месцы знаходжання такой маёмасці, незалежна ад месца жыхарства дарыльшчыка або асобы, якая абдорваецца. Права ўласнасці на падораную нерухомую маёмасць ўзнікае ў асобы, якая абдорваецца, з моманту дзяржаўнай рэгістрацыі пераходу права ўласнасці на нерухомую маёмасць у адпаведным агенцтве па дзяржаўнай рэгістрацыі і зямельным кадастры.
У адпаведных выпадках для засведчання дагавора дарэння патрэбна згода трэцціх асоб. Напрыклад, згода мужа або жонкі, у перыяд шлюбу з якім дарыльшчык набыў маёмасць; удзельнікаў прыватызацыі кватэры, сумесна
зарэгістраваных паўналетніх членаў сям'і дарыльшчыка (за непаўналетніх членаў сям'і згоду дае орган апекі і папячыцельства). Бываюць выпадкі выпатрабавання і іншых згод.
Скасаваць дагавор дарэння ў аднабаковым парадку дарыльшчык не можа. Па ўзаемнай згодзе дарыльшчыка і асобы, якая абдорваецца, дагавор дарэння можна скасаваць ў натарыуса толькі ў тым выпадку, калі дагавор не выкананы.
Такім чынам, і ў завяшчанні, і ў дагаворы дарэння ёсць свае асаблівасці.
Калі Вы жадаеце да дня смерці заставацца ўласнікам сваёй маёмасці, тады Вам трэба скласці завяшчанне. Але пры гэтым Вы павінны памятаць пра права спадчыннікаў на абавязковую долю, і пра права мужа або жонкі, у перыяд шлюбу з якім была набыта маёмасць, пра права іншых асоб.
Калі Вы гатовы перастаць быць уласнікам сваёй маёмасці і не разлічваеце, што асоба, якую Вы абдорваеце, будзе здзяйсняць догляд за Вамі ў састарэлым узросце, тады можна засведчыць дагавор дарэння.
Падрабязную кансультацыю можна атрымаць пры асабістым звароце да натарыуса або кансультанта.
Сначала сособственники, остальные - за ними.

В нотариальную контору часто обращаются граждане с вопросом о продаже доли в праве собственности на жилое помещение, которая получена в порядке наследования.

Так, собственниками на двухкомнатную квартиру являются два наследника в равных долях, один из них желает продать свою долю, второй – не желает ее покупать

Имеет ли право один из них продать свою долю третьему лицу, если второй собственник против этого и при этом сам отказывается ее выкупать?

В соответствии с пунктом 1 статьи 253 Гражданского кодекса Республики Беларусь при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях.

Продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых ее продает. Если остальные участники долевой собственности откажутся от покупки или не приобретут продаваемую долю в праве собственности на недвижимое имущество в течение месяца со дня извещения, продавец вправе продать свою долю любому лицу.

Таким образом, в соответствии с законодательством совладелец имеет право преимущественной покупки. Продавцу необходимо обратиться в нотариальную контору для составления сособственнику извещения о продаже своей доли. Если в течение месяца со дня получения извещения совладелец не изъявит желания приобрести долю в квартире, то продавец имеет право продать свою долю любому другому лицу.

При этом следует отметить, что если продавец при продаже другому лицу изменит условия, например: поменяет цену на долю, то ему необходимо заново извещать совладельца и ждать, соответственно один месяц. В противном случае в соответствии с пунктом 3 статьи 253 Гражданского кодекса Республики Беларусь при продаже доли с нарушением преимущественного права покупки любой другой участник долевой собственности, в данном случае – совладелец, имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.


Заведующий В.А. Андреюк

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РИЭЛТЕРСКИХ УСЛУГ

1. Услуги риэлтерскими организациями оказываются только на основании договора. Условиями договора предусматривается порядок оплаты услуг. Рекомендуем подписание договора при условии оплаты по факту подбора квартиры.


Отказ риэлтерской организации от оказания услуг при условии внесения оплаты потребителем по факту подбора квартиры является необоснованным.


Оплата риэлтерских услуг осуществляется исключительно на основании тарифов, утвержденных постановлением Совета Министров от 14 марта  2008 г. № 386.


2. Оказание услуг и подготовка договоров осуществляется только при наличии удостоверяющего полномочия документа - идентификационной пластиковой карточки.


Указанный документ содержит фотографию, Ф.И.О., должность специалиста, наименование риэлтерской организации, в которой он работает, и  реквизиты  ее лицензии.


Отказ в представлении идентификационной пластиковой карточки гражданам может свидетельствовать об отсутствии полномочий данного лица  либо иных нарушениях законодательства.


3. Каждый договор должен содержать Ф.И.О. риэлтера, ответственного за надлежащее исполнение услуги. Проверьте соответствие данных в договоре и лица, оформляющего договор.


4. С целью защиты собственных интересов потребителю рекомендуется внимательно ознакомиться с содержанием договора и тарифами. По договору оказания консультационных услуг (3 базовые величины) могут предоставлять адреса  объектов недвижимости. Требуйте внесение в договор условия о предоставлении адресов (вариантов), соответствующих Вашим требованиям.


Услуга по подбору варианта (5 базовых величин) предполагает конкретные действия по осмотру объектов недвижимости и заселению. По результатам каждого осмотра объекта недвижимости составляется акт осмотра с оплатой согласно тарифам.


Предоплата может вноситься по договору только с согласия сторон.


5. При возникновении проблемных ситуаций следует обращаться к руководителю риэлтерской организации, обязанностью которого является обеспечение соблюдения законодательства и надлежащей работы сотрудников риэлтерской организации. Неисполнение руководителем возложенных на него функций является основанием для привлечения руководителя к административной ответственности.


За защитой нарушенных прав в случае ненадлежащего исполнения риэлтерской организацией условий договора гражданин вправе обращаться в Министерство юстиции и главные управления юстиции облисполкомов и Мингорисполкома.

Мы, бабуля i дзядуля, хочам падарыць сваёй унучцы грошай на набыццё жылля. Цi можна зрабiць такi падарунак? Якiя дакументы неабходна прадставiць натарыусу? У якiм выпадку той, хто дарыць грошы, можа адмянiць свой намер?

Заключыць дагавор дарэння грошай можна у натарыяльнай канторы цi натарыяльным бюро. Такiя дагаворы часцей за усё заключаюцца памiж блiзкiмi сваякамi.


Дагавор дарэнны грошай можа утрымлiваць мэту дарэння. Напрыклад, для пакупкi жылля, як Вы i хочаце. Аднак указаная мэта выкарыстання падораных грошай не з’яуляецца бясспрэчным доказам набыцця дадзенай маёмасцi. У выпадку узнiкнення спрэчак па такому дагавору дарэння, той, каму iх падарылi, у судзе павiнен будзе даказваць, што менавiта гэтыя грошы пайшлi на набыццё жылля.


Асобы, якiя звяртаюцца у натарыяльную кантору для засведчання дагавора дарэння грошай, павiнны прадставiць пашпарт, дакументы, што пацвярджаюць сваяцкiя адносiны (для блiзкiх родзiчау), згоду мужа (жонкi) дарыльшчака на дарэнне, бо грошы таксама адносяцца да маёмасцi, цi заяву аб тым, што мужа (жонкi) няма.

Арт.549 Грамадзянскага кодэкса Рэспублiкi Беларусь прадугледжана права дарыльшчака адмянiць дарэнне, калi той, каму дораць, учынiу замах на яго жыццё, жыццё каго-небудзь з членау яго сям’i цi блiзкiх родзiчау а таксама права адмянiць дарэнне у выпадку, калi дарыльшчык перажывае таго, каму грошы дорыць.
Предусмотрен ли срок для обжалования постановления, действий (бездействия) судебного исполнителя отдела принудительного исполнения? Порядок подачи жалобы и требования, предъявляемые к ней?

В соответствии с частью 4 пункта 14 Указа Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 №530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов» обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя в случаях, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, осуществляется в вышестоящий орган принудительного исполнения  (вышестоящему должностному лицу), а в случае несогласия с его решением – в суд по месту исполнения исполнительного документа.


Главный судебный исполнитель соответствующего районного, городского, районного в городе отдела принудительного исполнения рассматривает жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя соответствующего отдела.


Главный судебный исполнитель по области (начальник управления принудительного исполнения) рассматривает жалобы на постановления, действия (бездействие) главного судебного исполнителя районного, городского, районного в городе отдела принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительного производства, а также жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя отдела принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции.


В соответствии со статьями 479 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, 353 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь жалоба может быть подана в течение десяти дней со дня объявления (получения) копии постановления либо со дня совершения исполнительных действий (установления факта бездействия) либо со дня, когда лицам, перечисленных в указанных статьях, не извещенным о времени и месте совершения действий, стало о них известно.


Если срок для обжалования пропущен, заявитель вправе обратиться с ходатайством на имя руководителя органа принудительного исполнения о восстановлении данного срока с указанием причин пропуска.


Руководитель органа принудительного исполнения рассматривает вопрос о восстановлении срока в порядке, определенном статьями 154 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, 138 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, о чем выносит мотивированное постановление.


Жалоба на постановление судебного исполнителя, его действия (бездействие) должна соответствовать требованиям:


статьей 159, 160, 353 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь в случае, если исполнение исполнительных документов, принятых в сфере экономической деятельности, осуществляется в порядке, предусмотренном хозяйственным процессуальным законодательством.


статей 109, 110, 479 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь в случае, если исполнение исполнительных документов, принятых в сфере иной деятельности, осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.


Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия по ней решения.

В коммерческой организации поменялся руководитель. Кого надо уведомлять об этом?

Пунктом 22 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1, предусмотрена обязанность коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, представлять в течение 10 рабочих дней в регистрирующий орган уведомление о назначении (замене) руководителя иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) по форме, установленной Министерством юстиции Республики Беларусь.


Нарушение указанной нормы влечет административную ответственность должностного лица.


Форма уведомления о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации утверждена постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 27.01.2009 №8 (в редакции постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 05.04.2013 № 49).


Информация, внесенная на основании поступившего в регистрирующий орган уведомления в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поступает посредством автоматизированной информационной системы «Взаимодействие» инспекциям Министерства по налогам и сборам по областям и г. Минску, органам государственной статистики, органам Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, обособленным подразделениям Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах».


Таким образом, указанные органы получают информацию о назначении (замене) руководителя от регистрирующего органа и дополнительно уведомлять данные органы нет необходимости.

Бланк уведомления и другая полезная информация размещены в разделе «Государственная регистрация и ликвидация субъектов хозяйствования, политических партий и общественных объединений» / «Бланки заявлений».
Какие требования предъявляются к кандидатам для назначения на должность судебного исполнителя районного отдела принудительного исполнения?
Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2013 № 1190 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 530» судебным исполнителем может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий, как правило, юридическое или экономическое среднее специальное или высшее образование, способный по своим моральным и деловым качествам исполнять возложенные на него обязанности.