Сёння: 29 марта, Пятніца

Кантактны тэлефон (факс): 26-98-33


Рэжым працы
Панядзелак – пятніца: 8:30 - 17:30
Перапынак на абед: 13:00 - 14:00
Выхадныя дні: субота, нядзеля
Прыём грамадзян у адпаведнасці з графікам.
Тэлефон гарачай лініі: (8 0162) 26-98-33
Паштовы адрас: 224005, г. Брест, вул. Ленiна, 11
E-mail: justice@brestjust.gov.by
Схема праезду




Герб 1 Герб 2 Герб 3 Галоўнае ўпраўленне юстыцыі
Брэсцкага абласнога выканаўчага камітэта
Где можно повторно получить документ о расторжении брака в случае его утраты?

Ответ на указанный вопрос зависит от того, когда и в каких органах происходило оформление расторжения брака.


В настоящее время Кодекс Республики Беларусь о браке и семье предусматривает расторжение брака судом (статья 36) и органами, регистрирующими акты гражданского состояния (органами загса) (статья 351).


Регистрация расторжения брака производится органом загса на основании:


совместного заявления обоих супругов о регистрации расторжения брака, которые не имеют общих несовершеннолетних детей и спора об имуществе;


решения суда, вступившего в законную силу до 1 сентября 1999 г., по совместному заявлению супругов или заявлению одного из них о регистрации расторжения брака.


В подтверждение факта расторжения брака орган загса по месту государственной регистрации расторжения брака выдает свидетельства о расторжении брака (в том числе повторные) на основании записи акта о расторжении брака. Записи актов гражданского состояния составляются и хранятся в двух экземплярах, поэтому повторное свидетельство о расторжении брака можно получить также в архиве органов, регистрирующих акты гражданского состояния, главных управлений юстиции облисполкомов (Минского горисполкома). При смене места жительства гражданин по вопросу истребования повторного свидетельства о расторжении брака из органа загса по месту его регистрации может обратиться в отдел загса по месту своего проживания.


Если же брак расторгался судом после 01 сентября 1999 г., документом, подтверждающим факта расторжения брака, является копия решения суда о расторжении брака. За ее дубликатом необходимо обращаться в суд по месту вынесения соответствующего решения.


Следует отметить, что записи актов о расторжении брака, зарегистрированные в органах загса, и подлинники решений судов о расторжении брака относятся к документам постоянного хранения. По истечении сроков временного хранения, установленных в статье 20  Закона Республики Беларусь от 25 ноября 2011 г. № 323-З «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь», органы загса и суды передают указанные документы на постоянное хранение в государственные архивы Республики Беларусь. Так, органы загса передают записи актов гражданского состояния (в том числе о расторжении брака) на постоянное хранение в государственные архивы Республики Беларусь по истечении 75 лет.

Виды оказания материальной помощи

Согласно статье 47 Конституции Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.

Данные положения Основного Закона Республики Беларусь реализованы в правовых актах Республики Беларусь.

Так, постановлением Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 3 августа 2001 г. № 9 определяется порядок оказания нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам материальной помощи. К нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам относятся:

неработающие пенсионеры, достигшие возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, и инвалиды;

дети-инвалиды.

Материальная помощь оказывается пенсионерам, инвалидам и детям-инвалидам только в случаях:

причинения вреда их здоровью и (или) имуществу в результате стихийных бедствий (пожаров, засух, наводнений и других), техногенных катастроф, краж личного имущества;

возникновения иных ситуаций, объективно нарушающих их нормальную жизнедеятельность и сложных для самостоятельного разрешения, требующих оперативного оказания материальной помощи.

Нужно учитывать, что пенсионерам, инвалидам, детям-инвалидам, находящимся на государственном обеспечении в стационарных учреждениях социального обслуживания, материальная помощь не оказывается.

Заявление об оказании материальной помощи пенсионерам, инвалидам и детям-инвалидам подается в органы по труду, занятости и социальной защите либо в территориальные центры социального обслуживания населения, если данные центры наделены этим правом.

Заявление об оказании материальной помощи ребенку-инвалиду подается одним из родителей или другим его законным представителем.

Материальная помощь оказывается, как правило, не более одного раза в течение календарного года, и размер ее в каждом конкретном случае устанавливается индивидуально.

В исключительных случаях, когда пенсионер, инвалид или ребенок-инвалид нуждаются в оказании материальной помощи в размере, превышающем размер одного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, материальная помощь может быть оказана в размере до трехкратного размера бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Выплата материальной помощи производится почтовым переводом или через предприятия по доставке пенсий и пособий.

Трудовым кодексом Республики Беларусь также определяются случаи оказания материальной помощи конкретным категориям граждан.

Так, в соответствии со статьей 269 ТК наниматель может выдавать беременным женщинам путевки в санатории и дома отдыха бесплатно или на льготных условиях, а также оказывать им материальную помощь.

Согласно статье 342 ТК гарантируется предоставление уволенным лицам после прохождения срочной военной службы и принятым на прежнее место работы единовременной материальной помощи в размере не менее одной минимальной заработной платы.

Нередки также случаи оказания нанимателями материальной помощи работникам в соответствии с локальными актами организаций, устанавливающими порядок оказания такой помощи работникам. Связаны такие выплаты с наступлением определенных событий: уход в отпуск; бракосочетание; смерть работника, в том числе бывшего, либо члена его семьи; длительная болезнь и в связи с этим необходимость в лечении, оздоровлении и т.д.; рождение ребенка; чрезвычайные ситуации (пожар, авария и т.п.), государственные праздники и праздничные дни, юбилейные даты и др.

В целях усиления государственной поддержки населения и внедрения комплексного подхода к ее предоставлению был принят Указ Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи» (далее – Указ № 41).

Указом № 41 устанавливается порядок оказания следующих видов государственной адресной социальной помощи:

ежемесячное и (или) единовременное социальное пособие;

социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников;

социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации;

обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни.

Ежемесячное и (или) единовременное социальное пособие предоставляется на:

приобретение продуктов питания, лекарственных средств, одежды, обуви, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности;

внесение платы (полностью или частично) за жилищно-коммунальные услуги и (или) платы за пользование жилым помещением государственного жилищного фонда.

Под трудной жизненной ситуацией, нарушающей нормальную жизнедеятельность семьи (гражданина), понимаются объективные обстоятельства, сложные для самостоятельного разрешения:

полная нетрудоспособность по причине инвалидности или достижения гражданами 80-летнего возраста;

неспособность к самообслуживанию в связи с заболеванием, для лечения которого требуется длительное применение лекарственных средств;

смерть супруга (супруги), родителей (усыновителей), детей (в том числе усыновленных);

причинение вреда жизни, здоровью, имуществу в результате стихийных бедствий, катастроф, пожаров и иных чрезвычайных ситуаций (обстоятельств) непреодолимой силы (форс-мажор), противоправных действий других лиц;

другие объективные обстоятельства, требующие материальной поддержки.

Для получения ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий граждане общаются в орган по труду, занятости и социальной защите и представляют следующие документы:

заявление;

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя и членов его семьи (для несовершеннолетних детей в возрасте до 14 лет – при его наличии), справка об освобождении – для лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

свидетельство о рождении ребенка – для лиц, имеющих детей в возрасте до 18 лет (для иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, – при его наличии);

свидетельство об установлении отцовства – для женщин, родивших детей вне брака, в случае, если отцовство установлено свидетельство о заключении брака – для лиц, состоящих в браке (для иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, – при его наличии);

копия решения суда о расторжении брака или свидетельство о расторжении брака – для лиц, расторгнувших брак копия решения суда об усыновлении (удочерении) – для семей, усыновивших (удочеривших) детей;

копия решения местного исполнительного и распорядительного органа об установлении опеки – для лиц, назначенных опекунами ребенка;

удостоверение инвалида – для инвалидов;

удостоверение ребенка-инвалида – для детей-инвалидов;

свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя – для индивидуальных предпринимателей;

трудовая книжка – для неработающих граждан, достигших возраста, дающего право на пенсию на общих основаниях (женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет), и неработающих членов семьи, не достигших указанного возраста;

сведения о полученных доходах каждого члена семьи за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения (для семей (граждан), в которых член семьи (гражданин) уволен с работы (службы) в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, нотариуса, сокращением численности или штата работников, – за 3 месяца, предшествующих месяцу обращения), кроме сведений о размерах пенсий с учетом надбавок, доплат и повышений, пособий по уходу за инвалидами I группы либо лицами, достигшими 80-летнего возраста, пособий, выплачиваемых согласно Закону Республики Беларусь от 29 декабря 2012 года «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (за исключением пособия женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, и пособия в связи с рождением ребенка), которые выплачиваются и приобщаются к материалам дела органами по труду, занятости и социальной защите;

справки о реализации продукции животного происхождения (за исключением молока), плодов и продукции личного подсобного хозяйства, продуктов промысловой деятельности – в случае реализации указанной продукции;

карта учета льготного отпуска лекарственных средств и перевязочных материалов – для лиц, имеющих право на такую льготу;

договор о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе – для студентов, получающих образование на платной основе с привлечением кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования или за счет средств юридических лиц, а также физических лиц, ведущих с ними раздельное хозяйство;

договор ренты и (или) пожизненного содержания с иждивением – для граждан, заключивших указанный договор;

договор найма (поднайма) жилого помещения – для граждан, сдававших по договору найма (поднайма) жилое помещение в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения (для граждан, уволенных с работы (службы) в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, сокращением численности или штата работников, – в течение 3 месяцев, предшествующих месяцу обращения).

Социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников предоставляется независимо от величины среднедушевого дохода семьи (гражданина) детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, имеющим IV степень утраты здоровья, инвалидам I группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства, на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида или заключения врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения о нуждаемости в подгузниках и документов, подтверждающих расходы на их приобретение.

Для получения социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников граждане общаются в орган по труду, занятости и социальной защите и представляют следующие документы:

заявление;

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (в отношении детей-инвалидов в возрасте до 14 лет – паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и (или) полномочия их законных представителей);

удостоверение инвалида – для инвалидов I группы;

удостоверение ребенка-инвалида – для детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;

свидетельство о рождении ребенка – при приобретении подгузников для ребенка-инвалида;

документы, подтверждающие расходы на приобретение подгузников, установленные в соответствии с законодательством, с обязательным указанием наименования приобретенного товара в Республике Беларусь;

индивидуальная программа реабилитации инвалида или заключение врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения о нуждаемости в подгузниках.

Социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации предоставляется независимо от величины среднедушевого дохода семьи (гражданина) детям в возрасте до 18 лет, не признанным инвалидами, но нуждающимся по медицинским показаниям в таких средствах, а также инвалидам III группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.

Размер данного социального пособия равен стоимости технических средств социальной реабилитации.

Инвалидам III группы вследствие профессионального заболевания или трудового увечья указанное социальное пособие предоставляется в случаях, когда они не имеют права на оплату технических средств социальной реабилитации за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Инвалидам III группы, имеющим в соответствии с законодательством право на бесплатное обеспечение техническими средствами социальной реабилитации, такое социальное пособие не предоставляется.

Для получения социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации граждане общаются в орган по труду, занятости и социальной защите и представляют следующие документы:

заявление;

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (в отношении детей в возрасте до 14 лет – паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и (или) полномочия их законных представителей);

удостоверение инвалида – для инвалидов III группы;

свидетельство о рождении ребенка – при обеспечении техническими средствами социальной реабилитации ребенка;

доверенность работника исправительного учреждения, уполномоченного руководителем данного учреждения, – для инвалидов III группы и детей в возрасте до 18 лет, отбывающих наказание в местах лишения свободы;

индивидуальная программа реабилитации инвалида или заключение врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения о нуждаемости в технических средствах социальной реабилитации.

Государственная адресная социальная помощь в виде обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни предоставляется семьям, имеющим по объективным причинам среднедушевой доход ниже критерия нуждаемости.

Семьям при рождении двойни или более детей такая помощь предоставляется независимо от величины среднедушевого дохода.

Для обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни граждане общаются в орган по труду, занятости и социальной защите и представляют следующие документы:

заявление;

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя и членов его семьи (для несовершеннолетних детей в возрасте до 14 лет – при его наличии);

выписка из медицинских документов ребенка с рекомендациями врача-педиатра участкового (врача-педиатра, врача общей практики) по рациону питания ребенка;

свидетельство о рождении ребенка (для иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, – при его наличии);

свидетельство о заключении брака (для иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, – при его наличии);

копия решения суда о расторжении брака либо свидетельство о расторжении брака или иной документ, подтверждающий категорию неполной семьи, – для неполных семей;

копия решения суда об усыновлении (удочерении) – для семей, усыновивших (удочеривших) детей;

копия решения местного исполнительного и распорядительного органа об установлении опеки – для лиц, назначенных опекунами ребенка;

копия решения суда о признании отцовства, или свидетельство об установлении отцовства (в случае, если отцовство установлено либо признано в судебном порядке), или справка о записи акта о рождении (в случае, если отцовство признано в добровольном порядке);

выписка (копия) из трудовой книжки или иные документы, подтверждающие занятость трудоспособного отца в полной семье либо трудоспособного лица, с которым мать не состоит в зарегистрированном браке, но совместно проживает и ведет общее хозяйство;

договор найма (поднайма) жилого помещения – для граждан, сдававших по договору найма (поднайма) жилое помещение в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения (для граждан, уволенных с работы (службы) в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, сокращением численности или штата работников, – в течение 3 месяцев, предшествующих месяцу обращения);

договор ренты и (или) пожизненного содержания с иждивением – для граждан, заключивших указанный договор;

сведения о полученных доходах каждого члена семьи за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения (для семей, в которых член семьи (гражданин) уволен с работы (службы) в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, нотариуса, сокращением численности или штата работников, – за 3 месяца, предшествующих месяцу обращения), кроме сведений о размерах пенсий с учетом надбавок, доплат и повышений, пособий по уходу за инвалидами I группы либо лицами, достигшими 80-летнего возраста, пособий, выплачиваемых согласно Закону Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (за исключением пособия женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, и пособия в связи с рождением ребенка), которые выплачиваются и приобщаются к материалам дела органами по труду, занятости и социальной защите.

Ирина Липовик, заведующая сектором юридической экспертизы управления юридической экспертизы и правовой работы главного управления юстиции Брестского областного исполнительного комитета.

О порядке применения норм Декрета № 5 от 15 декабря 2014 г. «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» при расторжения трудового договора по инициативе нанимателя

В силу нормативных предписаний статьи 46 Трудового кодекса Республики Беларусь, расторжение трудового договора по инициативе нанимателя (статья 42, кроме пунктов 2 и 7) производится после предварительного, но не позднее чем за две недели уведомления соответствующего профсоюза.


В случаях, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, расторжение трудового договора по инициативе нанимателя может производиться только с предварительного согласия соответствующего профсоюза.


Расторжение трудового договора по основанию, предусмотренному подпунктом 3.5 пункта 3 Декрета № 5, с работником, допустившим нарушение производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекшее причинение организации ущерба в размере, превышающем три начисленные среднемесячные заработные платы работников Республики Беларусь, следует рассматривать как расторжение трудового договора по инициативе нанимателя. При этом увольнение по данному основанию производится с одновременным уведомлением (в день увольнения) соответствующего профсоюза.


Вышеуказанные нормы Трудового кодекса Республики Беларусь и Декрета № 5 следует учитывать при увольнении работников по инициативе нанимателя.


До внесения изменений в Трудовой кодекс Республики Беларусь, в части его дополнения новым основанием увольнения, при увольнении работника по основанию, указанному в подпункте 3.5 пункта 3 Декрета № 5, применяются порядок и условия расторжения трудового договора по инициативе нанимателя, предусмотренные частью второй статьи 43 Трудового кодекса Республики Беларусь, а также порядок применения дисциплинарного взыскания, установленный статьей 199 Трудового кодекса Республики Беларусь. При этом до применения к работнику меры дисциплинарного взыскания в виде увольнения по основанию, указанному в подпункте 3.5 пункта 3 Декрета № 5, наниматель обязан провести проверку допущенных работником нарушений, результаты которой оформить актом (служебной запиской).

Какие основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий?

Согласно статье 35 Жилищного кодекса Республики Беларусь нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются:


- граждане, не имеющие в собственности и (или) во владении и пользовании жилых помещений в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по месту работы (службы)), а граждане без определенного места жительства, ранее имевшие регистрацию (прописку) по месту жительства в данном населенном пункте, – по месту пребывания (далее – населенный пункт по месту принятия на учет). При этом под отсутствием у граждан во владении и пользовании жилых помещений понимается отсутствие жилых помещений, занимаемых гражданами:


по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда;


проживающими в качестве членов, бывших членов семьи собственника жилого помещения, нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, гражданина, являющегося членом организации застройщиков, и имеющими право владения и пользования жилым помещением наравне с собственником, нанимателем жилого помещения, гражданином, являющимся членом организации застройщиков;


по договору, предусматривающему передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства, заключенному в соответствии с законодательством;


- граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения менее пятнадцати квадратных метров (в городе Минске – менее десяти квадратных метров) на одного человека. При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи в населенном пункте по месту принятия на учет (при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе Минске – исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи в городе Минске и Минском районе).


При раздельном проживании членов семьи обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека определяется исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании у них, а также у проживающих совместно с ними членов их семей в населенном пункте по месту принятия на учет (при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе Минске – исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании у них, а также у проживающих совместно с ними членов их семей в городе Минске и Минском районе), за вычетом общей площади, приходящейся на других граждан (за исключением нанимателей и поднанимателей), проживающих в этих жилых помещениях, но не включенных в число членов семьи гражданина, с которыми он принимается на такой учет;


- граждане, проживающие в жилом помещении, признанном не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям;


- граждане, проживающие в общежитиях, за исключением граждан, которым предоставлено право владения и пользования жилым помещением в общежитии в связи с обучением, сезонных и временных работников;


- граждане, проживающие в жилых помещениях государственного жилищного фонда по договору найма жилого помещения коммерческого использования либо по договору поднайма жилого помещения или жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения;


- граждане, проживающие в служебных жилых помещениях или жилых помещениях специального служебного жилищного фонда, а также граждане, проживающие в жилых помещениях социального пользования на основании договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда, заключенного на срок до десяти лет в соответствии с частью первой пункта 3 статьи 115 Жилищного кодекса Республики Беларусь;


- граждане, проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире с другими гражданами и имеющие заболевания, указанные в перечне, определяемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной комнате или однокомнатной квартире, а также граждане, проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире с другими гражданами, имеющими заболевания, указанные в этом перечне;


- граждане, проживающие в одной квартире (одноквартирном жилом доме), заселенной (заселенном) несколькими собственниками жилых помещений, если их собственность выделена в установленном порядке (произведен раздел жилого помещения с образованием двух и более отдельных жилых помещений или выделением в собственность изолированных жилых комнат с оставлением подсобных помещений в общем пользовании и общей долевой собственности), и (или) нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда, если они обеспечены общей площадью жилого помещения менее пятнадцати квадратных метров (в городе Минске – менее десяти квадратных метров) на каждого члена семьи;


- граждане, проживающие в неизолированных жилых комнатах и не являющиеся близкими родственниками;


- граждане, проживающие в однокомнатной квартире с другим гражданином независимо от его пола (в том числе независимо от того, являются они или не являются близкими родственниками), кроме супругов;


- граждане, относящиеся к молодым семьям, впервые вступившие в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не является нанимателем квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, а также не занимает объект долевого строительства по договору, предусматривающему передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства, в населенном пункте по месту принятия на учет.


Молодыми семьями признаются семьи, в которых хотя бы один из супругов находится в возрасте до тридцати одного года на дату принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;


- граждане, родившие (усыновившие, удочерившие) и воспитывающие детей без вступления в брак, а также воспитывающие детей овдовевшие супруги, не вступившие в новый брак, если они не имеют в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не являются нанимателями квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, а также не занимают объект долевого строительства по договору, предусматривающему передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства, в населенном пункте по месту принятия на учет;


- граждане, проживающие в жилых помещениях специальных домов для ветеранов, престарелых и инвалидов, имеющие несовершеннолетних детей, а также граждане, проживающие в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, которым при переосвидетельствовании установлена III группа инвалидности либо инвалидность снята, или признанные в установленном порядке дееспособными, если за ними не сохранилось или им не может быть предоставлено право владения и пользования жилым помещением, из которого они выбыли;


- молодые рабочие (служащие), молодые специалисты, прибывшие по распределению, направленные на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), или специалисты, прибывшие по направлению государственных органов, других организаций на работу в организации, расположенные на территориях с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 Ки/кв. км и приравненных к ним территориях;


- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если они:


не имеют в собственности и (или) во владении и пользовании жилых помещений;


проживают в жилом помещении и являются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным подпунктами 1.1.2–1.1.10 пункта 1 статьи 35 Жилищного кодекса Республики Беларусь;


при вселении в жилое помещение, из которого выбыли, стали бы нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным подпунктами 1.1.2–1.1.10 пункта 1 статьи 35 Жилищного кодекса Республики Беларусь;


не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли, и невозможность вселения в такое жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения этого жилого помещения.


Невозможность вселения в жилое помещение устанавливается по решению местного исполнительного и распорядительного органа в случае утраты жилого помещения (гибели, уничтожения), систематического (три и более раза в течение года) нарушения гражданами, проживающими в этом жилом помещении, правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, наличия неблагоприятных или опасных условий проживания с родителями, лишенными родительских прав, и другими гражданами, проживающими в этом жилом помещении, а также в иных случаях;


- граждане, которые по состоянию на 8 апреля 2006 года обучались в государственных учреждениях профессионально-технического, среднего специального или высшего образования в дневной форме получения образования, утратили статус лиц из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возраста двадцати трех лет и не состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в общежитиях этих учреждений образования.


Аналогичные основания содержатся в Положении об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 г. № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений».




Информация на 27.02.2015.

Порядок согласования наименования в электронном виде.

С 30 ноября 2014 года на территории Брестской области введена дополнительная возможность (кроме личной подачи заявления либо направления его по почте) согласования наименования посредством веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР) без использования электронной цифровой подписи.


Для этого достаточно иметь доступ к интернету и выполнить согласование на открытой части веб-портала ЕГР (http://egr.gov.by), заполнив интерактивную форму заявления. К заполненному заявлению прикрепляются сканированные документы, которые подтверждают представительство лица, обратившегося за согласованием наименования либо дают право на использование фамилий, псевдонимов известных лиц или на использование наименований.


До обращения в регистрирующий орган заявитель может проверить выбранное наименование с помощью перечня согласованных (зарезервированных) наименований юридических лиц, размещаемого на веб-портале ЕГР.


Заявитель для согласования наименования может предложить один или несколько вариантов наименования юридического лица.


Согласование наименования производится в той очередности, в которой наименования указаны в заявлении, до первого наименования, соответствующего требованиям, установленным законодательством.


Согласование предложенного заявителем варианта наименования юридического лица производится уполномоченным сотрудником регистрирующего органа при представлении документов в электронном виде - не позднее следующего рабочего дня с даты направления заявления.


Поступившие в регистрирующий орган посредством веб-портала ЕГР документы принимаются уполномоченным сотрудником регистрирующего органа, а заявителю по электронной почте на его электронный адрес в автоматическом режиме направляется подтверждение о приеме документов. При этом один и тот же заявитель вправе направить очередное заявление на согласование наименования только после получения от регистрирующего органа ответа о результатах рассмотрения предыдущего заявления.


По результатам рассмотрения документов, представленных в электронном виде, уполномоченным сотрудником регистрирующего органа на веб-портал ЕГР направляются подписанные электронной цифровой подписью этого сотрудника справка о согласовании наименования либо справка об отказе в согласовании наименования.


Наименование не может быть согласовано, если:


- наименование юридического лица противоречит законодательству Республики Беларусь, в том числе требованиям по использованию наименований, установленным Министерством юстиции;


- в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей имеются записи о юридических лицах, имеющих наименования, тождественные наименованиям, предложенным для согласования;


- в базе данных согласованных наименований Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей согласованы (зарезервированы) наименования, тождественные предложенным, и срок их резервирования не истек;


- не представлены необходимые для согласования наименования документы, либо заявление оформлено с нарушением требований законодательства.

Порядок расчета алиментов, подлежащих взысканию с индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками единого налога.

В соответствии с пунктом 5 статьи 293 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) (далее – НК) индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог, ведут учет выручки от реализации товаров (работ, услуг), по которым уплачивается единый налог, по форме и в порядке, установленном Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.


Статьей 299 НК предусмотрено, что не позднее 1-го числа отчетного периода индивидуальным предпринимателем должна представляться в налоговый орган по месту постановки на учет налоговая декларация (расчет) по единому налогу.


В соответствии со статьей 296-1 НК отчетным периодом единого налога для индивидуальных предпринимателей может быть календарный месяц либо календарный квартал.


Таким образом, судебный исполнитель запрашивает у  должника – индивидуального предпринимателя информацию о сумме выручки от осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Кроме того, судебный исполнитель вправе потребовать от должника предоставления сведений об имеющемся у должника имуществе и источниках получения доходов по форме, установленной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 сентября 2014 г. № 892. В случае непредставления указанной информации должник может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 24.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.


Судебный исполнитель может запросить налоговую декларацию (расчет) по единому налогу, а также информацию о факте уплаты единого налога индивидуальными предпринимателями у налогового органа по месту постановки индивидуального предпринимателя на учет.


В соответствии с пунктом 171 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20 декабря 2004 года № 40, задолженность по алиментам определяется в твердой денежной сумме исходя из фактического заработка и (или) иного дохода, полученного должником за время, в течение которого не производилось взыскание.


В пункте 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2002 г. № 1092 «О перечне видов заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей предусмотрено, что взыскание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится с индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально, - с доходов, облагаемых подоходным налогом с физических лиц, уменьшенных на сумму расходов, связанных с осуществлением такой деятельности, оставшихся в их распоряжении после уплаты из этих доходов подоходного налога с физических лиц в соответствии с налоговым законодательством.


Вместе с тем в соответствии со статьей 293 НК плательщики единого налога освобождаются от подоходного налога с физических лиц.


Таким образом, расчет задолженности по алиментам производится с доходов индивидуальных предпринимателей – плательщиков единого налога, уменьшенных на сумму документально подтвержденных расходов, связанных с осуществлением такой деятельности, оставшихся в их распоряжении после уплаты из этих доходов единого налога в соответствии с налоговым законодательством.


Разъясните как возмещается вред, причинённый при залитии квартиры

Правоотношения, связанные с возмещением вреда, причиненного при залитии квартиры, регламентируются главой 58 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), Правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2013 г. № 399 (далее – Правила).


Обязанность собственников жилых помещений, нанимателей, поднанимателей жилых помещений, арендаторов жилых помещений, членов организации застройщиков, дольщиков, заключивших договоры, предусматривающие передачу им во владение и пользование объектов долевого строительства, иных лиц, имеющих право владения и пользования жилыми помещениями (далее – граждане), возмещать ущерб, причиненный ими вспомогательным помещениям жилого дома, помещениям других граждан и организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, уполномоченных лиц по управлению общим имуществом, а также товариществ собственников и организаций застройщиков, осуществляющих обслуживание жилых домов самостоятельно (далее – организации) при осуществлении права владения и пользования жилыми помещениями предусмотрена подпунктом 7.11 пункта 7 Правил.


Кроме этого, ст. 933 ГК установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.


В соответствии с пунктом 14 Правил при выявлении дефектов и (или) неисправностей конструктивных элементов и инженерных систем жилого дома (жилых и (или) вспомогательных помещений) либо небрежного пользования ими гражданами, которые привели к их повреждениям, а также повреждениям элементов отделки в жилых, в том числе подсобных, и (или) вспомогательных помещениях, имущества граждан, граждане обращаются в организации по данным вопросам.


В свою очередь организация не позднее месячного срока с участием заинтересованных сторон производит обследование поврежденного имущества и составляет акт обследования.


В акте обследования, проводимого организацией, указываются:


причины, повлекшие повреждения;


перечень поврежденных конструкций либо элементов отделки и имущества граждан;


лицо, причинившее вред.


К акту обследования прилагается план поврежденного помещения (жилого, подсобного, вспомогательного, нежилого) со схематичным обозначением мест выявленных в нем дефектов, неисправностей.


На основании акта обследования организация составляет дефектный акт на ремонтно-строительные работы поврежденных помещений.


При возможности самовосстановления (высыхание и другое) утративших свои потребительские качества элементов отделки указанный дефектный акт составляется не позднее 20 календарных дней со дня составления акта обследования.


В дефектном акте на ремонтно-строительные работы указываются:


виды и объемы ремонтно-строительных работ;


качество и виды материалов отделки для ремонта поврежденных помещений.


На основании дефектного акта на ремонтно-строительные работы по требованию одной из заинтересованных сторон составляется в установленном порядке смета на ремонтно-строительные работы поврежденных помещений.


С актом обследования, дефектным актом на ремонтно-строительные работы и сметой на ремонтно-строительные работы поврежденных помещений заинтересованные стороны (пострадавшая и виновная) ознакамливаются под роспись либо заказным письмом.


Для возмещения причиненного вреда имуществу граждан страховой организацией или организацией, имеющей право на проведение независимой экспертизы по оценке имущества, по обращению заинтересованных сторон составляется дефектный акт на поврежденное имущество, указанное в акте обследования, и в соответствии с ним определяется сумма причиненного вреда.


В случае возникновения спора по вопросам компенсации стоимости ремонтно-строительных работ и возмещению вреда имуществу спор разрешается в судебном порядке.

Следует иметь в виду, что согласно ст. 968 ГК моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законодательными актами. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Причем размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости (ст.970 ГК). Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Должник уклоняется от уплаты задолженности по исполнительному документу. Какие меры может применить к должнику судебный исполнитель, чтобы побудить его к оплате долга?

Согласно ст. 482 Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК) принятие мер по обеспечению исполнения исполнительного документа допускается во всяком положении исполнительного производства, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение исполнительного документа.

Мерами по обеспечению исполнения исполнительного документа являются:

1) наложение ареста на имущество должника, в том числе на денежные средства в пределах суммы, необходимой для исполнения исполнительного документа и возмещения расходов по исполнению исполнительного документа, находящиеся у должника и (или) у иных лиц;

2) приостановление полностью или частично операций по текущим (расчетным) счетам граждан и юридических лиц в банках или небанковских кредитно-финансовых организациях;

3) изъятие имущества должника, находящегося у него и (или) у иных лиц;

4) запрещение должнику совершать определенные действия;

5) запрещение должнику пользоваться принадлежащим ему имуществом или установление пределов пользования этим имуществом;

6) опечатывание имущества должника;

7) изъятие правоустанавливающих документов, в том числе ценных бумаг;

8) запрещение другим лицам передавать имущество должнику или исполнять по отношению к нему иные обязательства;

9) временное ограничение права должника на выезд из Республики Беларусь - на срок, установленный судом, но не более чем до исполнения обязательств;

10) временное ограничение права должника - гражданина Республики Беларусь на управление механическими транспортными средствами, на управление маломерными судами, на охоту, за исключением случаев необходимости пользования этими правами в связи с инвалидностью либо в качестве единственного средства получения доходов, - на срок, установленный судом до исполнения обязательств, но не более чем на пять лет;

11) иные меры, установленные законодательными актами.

Меры, предусмотренные пунктами 1 - 8 и 11 части второй указанной статьи, принимаются судебным исполнителем по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.

Меры, предусмотренные пунктами 9 и 10 части второй указанной статьи, принимаются судом по заявлению взыскателя или представлению судебного исполнителя в случае, если должник не исполняет либо уклоняется от исполнения обязательств или иных мер по обеспечению исполнения исполнительного документа недостаточно и если это не препятствует исполнению иных обязательств должника.

Вопрос о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа рассматривается без вызова сторон в течение трех дней со дня поступления заявления взыскателя (представления судебного исполнителя). При этом рассмотрение вопроса о принятии мер, предусмотренных пунктами 9 и 10 части второй указанной статьи, осуществляется с извещением сторон.

О принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа судебный исполнитель выносит постановление, а суд - определение, копии которых направляются взыскателю и должнику, а также другим лицам, на которых возложена обязанность по исполнению этого постановления (определения).

Постановление судебного исполнителя о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа подлежит немедленному исполнению. Определение суда о принятии мер, предусмотренных пунктами 9 и 10 части второй указанной статьи, подлежит исполнению с момента извещения должника.

Исполнение определения суда о принятии мер, предусмотренных пунктами 9 и 10 части второй указанной статьи, по ходатайству должника может быть приостановлено на срок, установленный судом.

Исполнение определения суда о принятии меры, предусмотренной пунктом 10 части второй указанной статьи, производится путем изъятия у должника водительского удостоверения на право управления механическим транспортным средством соответствующей категории, подкатегории и талона к нему, удостоверения на право управления моторным маломерным судном, государственного удостоверения на право охоты.

Для обеспечения исполнения исполнительного документа может быть принято одновременно несколько мер по обеспечению исполнения исполнительного документа.

Допускается замена одной меры по обеспечению исполнения исполнительного документа другой. Вопрос о замене одной меры другой рассматривается судебным исполнителем по заявлению сторон, прокурора или по собственной инициативе, судом - по заявлению сторон, прокурора или представлению судебного исполнителя. Рассмотрение вопроса о замене одной меры другой не приостанавливает применения принятых ранее мер по обеспечению исполнения исполнительного документа.

Принятые ранее меры по обеспечению исполнения исполнительного документа могут быть отменены судебным исполнителем по заявлению сторон, прокурора или по собственной инициативе, судом - по заявлению сторон, прокурора или представлению судебного исполнителя. Постановление судебного исполнителя (определение суда) об отмене обеспечения исполнения исполнительного документа или об отказе в его отмене принимается в срок не позднее трех дней со дня поступления соответствующего заявления.

Постановление судебного исполнителя (определение суда) по вопросам обеспечения исполнения исполнительного документа может быть обжаловано или опротестовано в порядке, установленном ГПК.

Подача жалобы (частной жалобы) или принесение протеста (частного протеста) на постановление судебного исполнителя (определение суда) по вопросам обеспечения исполнения исполнительного документа не приостанавливают исполнения этого постановления (определения).

Какие ошибки наиболее часто встречаются на практике при указании источников официального опубликования актов?

К таким ошибкам можно отнести неверное (избыточное или недостаточное) указание источников официального опубликования актов.

Так, при изменении и (или) дополнении акта кроме источника официального опубликования первоначальной редакции акта указываются источники официального опубликования также тех актов, которыми вносились изменения и (или) дополнения в данные структурные элементы.

В решениях республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов указанное правило не всегда соблюдается должным образом.

Например, в актах о внесении изменений и (или) дополнений в отдельные структурные элементы в некоторых случаях не указываются источники официального опубликования всех изменений и (или) дополнений, которые ранее вносились в эти структурные элементы.

Встречается и обратная ситуация, когда в акте о внесении изменений и (или) дополнений в структурный элемент другого акта указываются источники официального опубликования всех изменений и дополнений, которые когда-либо вносились в этот акт, в то время как нужно указывать только те, которыми вносились изменения и (или) дополнения в изменяемый структурный элемент акта.


В каких случаях при ссылке на утвержденный акт название утверждающего акта не указывается?
При применении ссылки на утвержденный акт название утверждающего акта не указывается в случаях, если оно включает название утвержденного акта (в том числе без указания на вид утвержденного акта или наряду с указанием на иные вопросы, регулируемые утверждающим актом).