Сегодня: 19 апреля, Пятница

Контактный телефон (факс): 30-16-16


Режим работы
Понедельник – пятница: 8:30 - 17:30
Перерыв на обед: 13:00 - 14:00
Выходные дни: суббота, воскресенье
Прием граждан в соответствии с графиком.
Телефон горячей линии: 30-16-16
Почтовый адрес: 224030, г. Брест, проспект Машерова,6
E-mail: justice@brestjust.gov.by

Герб 1 Герб 2 Герб 3 Главное управление юстиции
Брестского областного исполнительного комитета
Об итогах работы государственных архивов Брестской области за 2015 год

Об итогах работы государственных архивов Брестской области за 2015 год


О кадрах

Списочная численность работников государственных архивов области и отдела по архивам и делопроизводству главного управления юстиции Брестского облисполкома на 01.01.2016 составила 116 человек, в том числе, списочная численность работников, занимающих должности руководителей и специалистов – 84 работника. Среди руководящих кадров и специалистов 80 % работников имеют высшее образование, из них 14 % –  историко-архивное.

Проводились мероприятия, посвященные 75-летию со дня образования государственных архивов и архивной службы области (11 февраля 2015 г.): торжественные собрания, выставки документов, облархивом подготовлен и издан юбилейный буклет и др.

О государственном учете документов

По состоянию на 01.01.2016 в государственных архивах числится 4 438 фондов, 1 672 163 единицы хранения, 7 876 описей дел.

   Об источниках комплектования государственных архивов

По состоянию на 01.01.2016 источниками комплектования государственных архивов являются 1130 организаций области.

О комплектовании и экспертизе ценности документов,

находящихся на хранении в архивах организаций области

За отчетные период на постоянное хранение в государственные архивы поступили документы от 184 организаций области в количестве  14 242 единиц хранения (далее – ед.хр.) управленческой документации.

Работа по приему дел от организаций велась с учетом наличия у них задолженностей по передаче документов на постоянное хранение в госархивы, в первую очередь также осуществлялся прием документов от ликвидируемых организаций.

Продолжался прием документов личного происхождения (123 ед.хр.), которые  поступили: от Мусевича Г.С. –  краеведа, члена координационного совета по сохранению историко-культурного наследия при Каменецком райисполкоме; Жарин В.В. – поэтессы Кобринщины; Бусько Н.И. – поэта, писателя, публициста, художника, краеведа, члена Союза писателей Беларуси;  Никитиной Н.В. –  директора госархива, Почетного архивиста Республики Беларусь.

Государственными архивами проведена значительная работа по оказанию методической и практической помощи организациям в упорядочении документов по личному составу, в результате которой в течение 2015 года были согласованы описи на 33 885 дел по личному составу (план – 19 728 дел).

По состоянию на 01.01.2016 количество описанных дел по личному составу по отношению к общему количеству дел, хранящихся в архивах организаций, составило 75,3 % (по состоянию на 01.01.2015 – 73,2 %); подготовленность дел постоянного хранения к передаче в государственные архивы – 77,5 %  (по состоянию на 01.01.2015 –75,1%).

Организациям, являющимся источниками комплектования архивов, оказана методическая помощь в разработке и согласовании 174 номенклатур дел, 88 положений об экспертных комиссиях, 80 положений об архивах организаций.

В 2015 году проведено 20 семинаров, 825 (план – 706)  консультации работникам делопроизводственных и архивных служб организаций области по вопросам разработки номенклатур дел, порядка ведения делопроизводства, оформления документов, организации работы архивов организаций и др.

О контроле за организацией хранения документов

в архивах государственных органов, иных организаций

Инспекторами архивов и делопроизводства Государственной инспекции архивов и делопроизводства Республики Беларусь по Брестской области в отчетном году осуществлено 19 плановых проверок и 1 внеплановая проверка организации делопроизводства и работы архивов государственных органов. По результатам плановых проверок составлено 2 справки, 18 актов, даны рекомендации об устранении выявленных нарушений в сфере архивного дела и делопроизводства.

С целью устранения нарушений в сфере архивного дела и делопроизводства в акты проверок включались рекомендации:

Наименования  мероприятий

Кол-во организаций

Разработать (внести изменения) и представить на согласование в государственный архив положения об экспертной комиссии организации (далее – ЭК), назначить персональный состав ЭК

3

Дооборудовать помещение архива организации в соответствии с установленными требованиями (установить (перезарядить) огнетушители, установить (приобрести) приборы для измерения температуры и влажности воздуха)

3

Представить на согласование в государственный архив номенклатуру дел организации

2

Провести научно-техническую обработку (далее – НТО)  дел постоянного хранения и по личному составу

16 (88 %)

Передать дела на постоянное хранение в государственный архив

4

Изготовить бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь (типографским способом) и организовать их учет, хранение и использование

7 (38,8 %)

Провести проверки наличия  и состояния дел, прошедших НТО, в архиве организации

13 (72 %)

Назначить лицо, ответственное за архив; лиц, ответственных за сохранность документов в структурных подразделениях организации

1

В должностной инструкции лицу, ответственному за архив организации, определить его обязанности

2

По состоянию на 01.01.2016 выполнили рекомендации 12 государственных органов, продлены сроки проведения упорядочения документов 1 государственному органу, у 5 субъектов проверки сроки выполнения рекомендаций не истекли.

Об использовании документов

В 2015 году документы государственных архивов области традиционно использовались в научных, практических, социально-правовых, культурных целях.

В государственные архивы поступило  8 567  запросов (социально – правовых – 3 720, тематических – 377, биографических – 4 419, генеалогических – 51). Из-за пределов Республики Беларусь поступило 246 запросов социально-правового характера. С положительным результатом исполнено 5 883 (68,7 %) запроса, в том числе, социально-правовых –  2 288 (61,5 %) запросов.

С запросами об осуществлении административных процедур обратилось            568 граждан, в том числе, по административной процедуре 18.25.1 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 (далее – Перечень) – 430; по административной процедуре 18.25.2 – 137; по административной процедуре 18.26 – 1 гражданин. С положительным результатом рассмотрено 349 (61,4 %) запросов об осуществлении административных процедур (выданы архивные справки, копии, выписки), с отрицательным результатом – 190 запросов (подготовлены информационные письма).

В 2015 году в государственные архивы  лично обратилось 3 577 граждан.

Основная тематика социально-правовых запросов оставалась прежней: подтверждение фактов проживания и владения имуществом в 1921-1939 гг., трудового стажа, членства в колхозах, имущественных прав, об обучении, о пребывании в детских домах, концлагерях, размерах заработной платы, предоставлении отпусков по уходу за детьми, получении чеков "Жилье", жилищной квоты и др.

Тематические запросы касались, в основном,  истории организаций, населенных пунктов, их административно-территориальной принадлежности, переименований улиц, подтверждения прав собственности организаций на имущество, передачи на баланс имущества, зданий и сооружений, ввода в эксплуатацию объектов, отвода земельных участков и разрешении строительства административных  зданий, сведений о создании и переименовании предприятий, о захоронении погибших воинов и др.

В читальных залах Государственного архива Брестской области (далее – облархив) работало 19 иностранных пользователей.

Государственными архивами области подготовлен Календарь знаменательных и памятных дат по истории Брестской области на 2016 год.

По материалам архивных документов государственными архивами области подготовлено 24 статьи.

На радио «Город FM» телерадиокомпании (ТРК) «Брест» прозвучали передачи, подготовленные облархивом:

«Культурная жизнь г. Бреста в 1921-1939 гг.» (цикл из 3 передач: «Библиотечное дело», «Кино и театр», «Музыкальная и общественно-культурная жизнь»);

«Культурная жизнь г. Бреста в 1939-1941 гг.» (цикл из 4 передач (о театре, состоянии кинотеатров, открытии музыкальной школы и Дома художника, состоянии библиотечного и музейного дела, освещение культурной жизни на страницах областной газеты «Заря»);

«Ужасающая» статистика» (о гибели еврейского населения г. Бреста в октябре 1942 г.», «О фактах уничтожения мирного населения Брестчины немецко-фашистскими захватчиками в годы оккупации» и  «О чем писала газета «Заря» в мае 1945 г.») (к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне);

«О фрагменте номера газеты «Заря» за 22 июня 1941 г.»;

«О государственном архиве Брестской области» (к 75-летию со дня создания архива).

Организовано и проведено 13 обзорных экскурсий по архивам (для студентов Брестского государственного университета им. А.С.Пушкина; Барановичского колледжа легкой промышленности; для учащихся средних школ гг. Кобрина, Пинска, представителей общественного объединения «Белорусское общество инвалидов», республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское добровольное пожарное общество»).

О выставочной деятельности

Государственными архивами области было подготовлено 8  выставок документов.

Облархивом к 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне была подготовлена выставка документов «Брест. Оккупация. 1941-1944 гг.» (экспонируется в холле архива).

Зональный государственный архив в г. Барановичи подготовил выставки, посвященные 70-летию Великой Победы и юбилею госархива (экспонировалась в здании архива).

Зональный государственный архив в г. Кобрине подготовил выставку, посвященную юбилею архивной службы Брестской области, и выставку «Защитникам Отечества посвящается…».

Зональный государственный архив в г. Пинске организовал 3 выставки документов по темам: «75 лет архивной службы», «Преступления немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны», «70 Победных лет» (проводилась в государственном учреждении «Музей Белорусского Полесья»).

О методической работе

В 2015 году проведено 12 заседаний экспертно-проверочной комиссии при отделе по архивам и делопроизводству главного управления юстиции Брестского облисполкома (далее – ЭПК), 47 заседаний экспертно-методических комиссий государственных архивов, на которых рассматривались вопросы изменения и дополнения к спискам организация, являющихся и не являющихся источниками комплектования; списки граждан – источников комплектования госархивов; перечни дел, подлежащих оцифровыванию; описи, номенклатуры дел, инструкции по делопроизводству организаций; акты о выделении к уничтожению документов и дел с отметкой «ЭПК», хранящихся в организациях,  вопросы методического характера и др.

На заседаниях ЭПК были утверждены описи дел постоянного хранения               114 организаций; согласованы описи дел по личному составу 93 организаций; акты о выделении к уничтожению документов и дел с отметкой «ЭПК», не подлежащих хранению, 15 организаций; согласовано 89 номенклатур дел организаций, инструкция по делопроизводству Березовского райисполкома.

О внебюджетной деятельности

По состоянию на 01.01.2016 от внебюджетной деятельности архивов поступили доходы в размере 1,7 млрд. рублей.

Полученные средства использовались на оплату коммунальных услуг, услуг связи, развитие материально-технической базы архивов, на материальное стимулирование работников, оказание им материальной помощи.


Информацию подготовила начальник отдела по архивам  и делопроизводству главного управления юстиции Брестского облисполкома Н.М.Кралько.

27.01.2016



28.01.2016

Возврат к списку